Томский областной онкологический диспансер организовал ряд психологических тренингов для медицинского персонала. Для их проведения уже во второй раз был приглашен врач­психиатр­психотерапевт, член Ассоциации когнитивно­поведенческой психотерапии, директор центра «Леге Артис», автор книги «Коммуникативная компетентность врача» Марк Гринберг (Омск).  Наш разговор со специалистом должен быть интересен гораздо более широкой аудитории. Ведь в интервью, взятом в паузе плотного графика, были затронуты проблемы коммуникации между врачом и пациентом, профессионального выгорания и отношения к смерти.

Марк Петрович, как избежать профессионального выгорания?

– Профессиональному выгоранию подвержены представители всех помогающих профессий, которые, и в первую очередь врачи, работают с людьми, находящимися в состоянии тяжести, горести, страха перед беспомощностью и даже смертью. Так или иначе, соприкасаясь с болью и бедой, специалисту важно сохранить себя, свой профессионализм и не стать холодным циничным человеком, не впасть в депрессию. Всемирной организацией здравоохранения профессиональное эмоциональное выгорание официально признано заболеванием. Предупредить его специалисты могут, используя личностные качества себе во благо и не пренебрегая всеми составляющими полноценной жизни.арк Петрович, как избежать профессионального выгорания?

Во-первых, это принятие своей работы как безусловно ценной. Во-вторых, наличие друзей, близких, семьи, четкое ощущение личных границ собственной жизни, которые нужно сохранять и даже, может быть, защищать. В обязательном порядке должны быть личные интересы, личное пространство. Творчество, спорт, путешествия – специалист, у которого нет своих собственных увлечений, выгорает гораздо быстрее.

В профилактике профессионального выгорания помогает чувство, что ты не один, а среди коллег, которые тебе помогают, у которых ты учишься, в том числе повышению своего профессионализма. 

Следующий важный момент – опора на реально имеющийся уровень компетенции для собственного развития. Случается, в душе специалиста зарождается отрицание и даже самобичевание, связанные с еще не достигнутым уровнем, в результате происходит обесценивание себя, своей деятельности и достигнутых успехов. Все это не способствует уверенности в себе и не способствует профессиональному развитию. Для того чтобы двигаться дальше, важно опираться на то, что уже у тебя есть.

– Как правильно взаимодействовать с пациентами, которые, столкнувшись с болезнью, могут несправедливо обвинять врача в неумении лечить, что явно не добавляет уверенности в себе?

– Врач-онколог – посредник между смертью и пациентом. И это форпост, который необходимо держать постоянно. Думаю, главное – понимать свою роль, заключающуюся в оказании помощи пациенту, насколько это в силах и компетенции доктора. Борьба с заболеванием в идеале распределяется между врачом и пациентом даже не 50 на 50, а 100 на 100. То есть врач принимает на себя 100% ответственности за то, что он делает всё возможное, но и пациент принимает свои 100% ответственности за своё здоровье и жизнь и за выполнение рекомендаций врача.

Врач должен помнить, что пациент с любым характером и психикой всегда обращается за помощью. На самом деле, чем громче человек кричит, тем более он напуган, из него выходит его внутренний страх. Именно этот страх пациента мы часто принимаем за агрессию в адрес врача. Необходимо общаться с пациентом как профессионал, готовый помочь растерянному и напуганному человеку. Недопонимание, пусть и выраженное в агрессивной форме, необходимо перевести в понимание – это и есть профессиональный навык преодоления конфликтов. Когда пациент чувствует, что его понимают, он успокаивается. 

– А если говорить не о врачах, а о других представителях медицинской профессии, например, о регистраторах?

– Регистраторы – это во многом святые люди, потому что они первыми сталкиваются с чувствами испуганных или измученных болезнью пациентов. Среди моих коллег-психологов есть мнение, что регистратор может эффективно работать два часа, по истечении которых ему все труднее и труднее справляться с эмоциональным потоком. Очень важно учить регистраторов приемам само­обладания, противостояния давлению, приемам профилактики эмоционального выгорания. И словесные модули, которым Томский онкодиспансер, первым в регионе реорганизовав регистратуру, стал обучать персонал, дают ему тем самым опору для общения с пациентами и инструмент повышения стрессоустойчивости.

– В психологических тренингах принимают участие и руководители. Какие им даны рекомендации?

– В первую очередь руководителям необходимо обращать внимание на формирование психологического климата в коллективе. Здоровая атмосфера напрямую зависит от того, какие задачи ставит перед собой руководитель, каких ценностей он придерживается и какими способами транслирует их подчиненным. Я много раз сталкивался с тем, что сотрудники просто не понимают, в каком направлении двигаться, возникает определенный хаос, люди начинают додумывать, что не всегда хорошо заканчивается. Руководителю важно обращать внимание, кто может рождать идеи, кто их реализовывать. Есть также люди, которые не вполне оценены с профессиональной точки зрения, есть те, кто не на своем месте. Хорошо, если руководители видят общую картину и понимают, кого и в какие условия можно направить. Один из самых важных моментов – это обратная связь с коллективом.

– У нашего издания есть обратная связь с коллективом Томского онкодиспансера, который видит результативность ваших тренингов. А как вы оцениваете работу с томскими врачами?

– Я вижу их заинтересованность и стремление в повышении профессионализма, что чрезвычайно важно. Члены коллектива задают не общие вопросы, а именно относящиеся к работе. Сотрудники понимают, что некоторые моменты чрезвычайно полезно проговорить еще раз, выстроить алгоритм, обнажить суть проблемы с другой стороны. Любое обучение – это всегда напряжение. Человек так устроен, что при необходимости делать нечто по-новому сразу же хочется оставить все в былом состоянии, поэтому преодоление и желание меняться дорогого стоит.

– В завершение разговора хотелось бы совет психолога всем нам, ведь услышать диагноз врача-онколога боится практически каждый человек.

– Если диагноз не поставлен, нужно жить обычной жизнью и регулярно проходить диспансерные наблюдения. При уже услышанном диагнозе, конечно, появляются страх, ужас, паника. Человек проходит все стадии: гнев, обвинение, депрессия, торг. Но важно помнить, что на самом деле никто из нас не беспомощен и не одинок в борьбе с заболеванием. Рядом всегда есть люди (и врачи – одни из них), которые помогут справиться.

Психотерапевт Виктор Франкл, находясь во время второй мировой войны в концлагере, описал свой опыт проживания на грани смерти в одной из лучших книг по психотерапии «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере». Ее важно прочесть каждому человеку, который хочет прожить свою жизнь полнокровно. Его парадоксальный вывод заключается в том, что смерть – это тоже часть нашей жизни. И как ты встречаешься с ней, как проживаешь и участвуешь, какой смысл придаешь – это тоже твой выбор. Странно звучит, но когда ты это все по-настоящему понимаешь, именно тогда чувствуешь себя по-настоящему живым. Когда в жизни есть настоящий смысл, в ней нет страха смерти.

Подобные тренинги – часть повышения квалификации наших сотрудников. Они помогают поднять уровень трудовой мотивации, групповой и индивидуальной ответственности, способствуют усилению общего командного духа, минимизации возможных конфликтов в системе «врач-пациент». Главный врач онкодиспансера Софья Мазеина