Миновал год с назначения на должность главного врача Томского областного наркологического диспансера врача­организатора высшей категории, кандидата медицинских наук Дмитрия Абрамова. До декабря 2016 года Дмитрий Евгеньевич был заместителем главврача по медицинской части, а пришел в диспансер из смежной области –  ранее он заведовал наркологическим отделением  Томской областной психиатрической больницы.  Какие же изменения произошли за этот обозримый срок в ведущей наркологической службе региона?

Приемов и денег стало больше

С этим вопросом мы отправились в Томский областной наркологический диспансер и увидели изменения буквально со входа. Он… был открыт.  Возможно, кто-то удивится такому парадоксальному многоточию, но посетители, кому ранее было необходимо взять справку для хранения оружия, сдать анализы или узнать о состоянии здоровья своего родственника, обычно огибали здание и заходили в корпус с заднего крыльца. Просторная лестница, светлые стены, корпоративный стиль, зеленые растения, регистратура – первый этаж наркологического диспансера, который пережил косметический ремонт, теперь мало чем отличается от современных лечебных учреждений. 

– Наркологический диспансер обслуживает население всей области, но ранее регистратура здесь отсутствовала как таковая, – поясняет главный врач Дмитрий Абрамов. – Это затрудняло работу,  невозможно было планировать и наладить контроль, поэтому одним из первых начинаний было  открытие регистратуры. 

В результате структурированности работы внебюджетные поступления увеличились в полтора раза, что позволяет в том числе вести дальнейшие ремонтные работы.  Еще одним плановым изменением стало создание приемно-смотрового кабинета.  Его также не было вовсе, несмотря на особую специфику лечебного учреждения. Теперь люди  не проходят с улицы без санитарного контроля.

Третье,  на чем был поставлен акцент, – это создание условий работы самих медицинских работников.  Медицинские кабинеты  становятся уютнее и светлее, ремонтируются один за другим. Приобретена новая мебель и оргтехника.  Компьютеры и принтеры сейчас есть на каждом участке  у врачей и медицинских сестер. Ранее все карточки заполнялись вручную, что не давало возможности реагировать на изменения в здоровье пациентов.

– Модернизация также началась с аудита, был проведен независимый хронометраж рабочего времени, что позволило выявить потери, – продолжает рассказ Дмитрий Евгеньевич.

Руководитель с уважением отзывается о тридцатилетней работе бывшего главного врача Елены Михайловны Редченковой и с пониманием относится к специалистам, которым сегодня приходится менять привычные алгоритмы работы и преодолевать сложившиеся стереотипы. Но перемены назрели и необходимы для дальнейшего развития. Врач-нарколог – это эксклюзивная специальность, несмотря на это, в прошлом году все же произошла небольшая динамика кадров,  появились новые доктора, которые вносят свою лепту в изменения. Принятая на должность заведующей лабораторно-клинической службой Ольга Владимировна Соколова ввела меры по выполнению стандартов оказания наркологической помощи. Увеличению количества посетителей также способствовало  ужесточение законодательных актов. Если раньше справку нарколога можно было получить в любом частном центре, то с 2015 года действительными считаются только документы, выданные государственным учреждением. В результате этих двух факторов сейчас ежедневно в кабинет приходит до 40 человек. Ранее врач на участке принимал в среднем пять человек в день. 

Дела районные

Лето было по-рабочему жарким. Команда специалистов наркодиспансера во главе с руководителем провела немало времени в длительных командировках, связанных с наркологическим аудитом всех районных больниц. Общение со всеми наркологами и главными врачами, комплексная проверка на местах выявили ряд проблем. Решение одной из них очень понравится жителям районов. Выдача справок для вождения автомобиля или на владение оружием сопряжена с работой токсикологической лаборатории. Благодаря заключенным договорам со всеми лечебными учреждениями, находящимися в ведомстве департамента здравоохранения региона, селянам больше не нужно ехать в Томск, тратить на это время и деньги. Люди проходят осмотр по месту жительства и сдают анализы, которые дважды в неделю доставляются в томский диспансер, а результаты по истечении трех-четырех дней – в сельскую местность. После упорядочения работы в скором времени можно будет говорить о том, что эта проблема снята окончательно.

На стадии обсуждения с главными врачами находится вопрос об открытии наркологических коек в районных больницах.

– Неотложная медико-санитарная наркологическая помощь  оказывается сейчас повсеместно, – поясняет Дмитрий Абрамов. – Ведь когда у человека проявляется алкогольный психоз, который характеризуется галлюцинаторными и бредовыми переживаниями, пациенты могут представлять опасность для окружающих. Но существует проблема оказания наркологической помощи вне психотических состояний, такие люди нуждаются в лечении.

По поручению начальника департамента облздрава Александра Холопова  формируется  алгоритм мероприятий для оказания стационарной помощи наркологическим больным в районах области. Открытие больничных коек наркологического профиля в каждом районном центре тормозится в связи с проблемой лицензирования специализированной наркологической помощи и кадровым дефицитом. Скорее всего, будет выбран путь организации наркологических стационаров в межрайонных центрах – в Асино и Колпашево.

Реабилитация и профилактика

Реабилитационная медицина – это краткосрочные медицинские программы, рассчитанные на три-четыре месяца. Хотя всегда бывают исключения, которые, впрочем, до недавнего времени были скорее правилом: реабилитанты находились в учреждении в течение восьми холодных месяцев, а в теплое время года разбегались по домам и дачам. В результате летом дорогостоящие реабилитационные койки пустовали. 

– Медики должны лечить, а социальной реабилитацией должны заниматься соответствующие социальные службы, которые имеют на это отдельное финансирование, или частные фонды, – такова твердая позиция главного врача наркологического диспансера. – Медицинское учреждение должно осуществлять первый этап реабилитации, когда налицо  сугубо медицинские проблемы, – выведение пациента из состояния запоя, проведение мероприятий по снятию абстинентного синдрома или  компульсивного  влечения.

Врачи проводят медицинское обследование, первичное психологическое обследование, чтобы сформировать понимание, что именно данному человеку необходимо для дальнейшей реабилитационной программы. 

Рациональное отношение к коечному фонду также вызвано ограниченным количеством площадей здания наркодиспансера. Например, в планах главврача решить вопрос о разделении проживания подростков и  взрослых пациентов, которые передают неокрепшим умам и душам свой негативный жизненный опыт.

– На следующий год мы планируем продолжение ремонтов и структурных изменений, в частности, будет организована детско-подростковая палата с отдельным санузлом и обзорной дверью.

Среди молодежи сотрудники диспансера в течение многих лет активно и успешно ведут профилактическую работу.  Сейчас  она, во-первых, усилена плотной связью с волонтерскими движениями всех томских вузов. В образовательных учреждениях будут проводиться профилактические лекции и одновременно обучение волонтеров, которые в свою очередь смогут организовывать мероприятия в детских лагерях. Во-вторых, доктора, психологи, медсестры смогут наладить активное посещение подростков и неблагополучных семей, где замечено употребление. Раньше законодательство запрещало делать активные выезды. Но теперь в него внесены изменения. А сотрудничество с частным охранным предприятием обеспечит безопасность самих сотрудников.  И это будет уникальный томский опыт. В других городах его пока просто нет.