Кто владеет информацией, тот владеет миром – гласит известное высказывание. Центр медицинской и фармацевтической информации не претендует на всю планету. Однако справочно-­информационный отдел ЦМФИ готов дать исчерпывающий ответ о лечебном препарате, аптеке, где его можно приобрести за приемлемую цену, а в следующем году в арсенале появится информация об услугах лечебных учреждений. Об этом наше издание подробно рассказывало в прошлом номере. Между тем работа структуры, которая информирует жителей Томской области о состоянии дел в здравоохранении региона, гораздо шире. Об этом наш разговор с директором Центра медицинской и фармацевтической информации Светланой Малаховой.

-Светлана Владимировна, система здравоохранения в целом относится к сфере пристального внимания населения, но разработана ли система обратной связи?

– Центр медицинской и фармацевтической информации информирует население о работе системы здравоохранения региона одновременно по нескольким направлениям. Во-первых, создана и успешно работает круглосуточная справочная служба, обслуживающая восемь «горячих линий» областного департамента здравоохранения, из которых самой «горячей» является линия, принимающая предложения и жалобы от населения. Все они отрабатываются до того момента, когда гражданин получет исчерпывающий ответ. И здесь мы работаем в тесной взаимосвязи со специалистами облздрава и главными врачами. Во-вторых, мы по-прежнему оказываем для населения бесплатную государственную услугу по поиску лекарств по минимальной цене или – по запросу – в шаговой доступности, помогаем с выбором медучреждения. Эту информацию можно получить как от операторов call-центра, так и на сайте tabletka.tomsk.ru. И мы стараемся совершенствовать свою работу. Так, в 2016 году сайт центра вошел в топ-15 самых популярных сайтов региона. Мы обновили и сам сайт, и его интерфейс, организовав редизайн. Теперь поисковый сервис сайта стал еще доступнее и удобнее для пользователей, в день нашу базу «Таблетка» посещают до 5 тысяч человек, в 2016 году общее число составило почти 400 тысяч посетителей. Кроме того, база данных tabletka.tomsk.ru пополнилась информацией о медицинских услугах и вакансиях в сфере здравоохранения региона.

– Обратная связь осуществляется и с помощью социальных проектов?

– Другая форма, осуществляющая связь между доктором и пациентом, – это социальный проект «Спасибо доктору!». Он родился несколько лет назад и получил широкое признание у пациентов, которые присылают слова признательности своим любимым медицинским работникам, лечебным учреждениям и аптекам. На развитие проекта направлены силы всего коллектива ЦМФИ, поскольку мы хорошо понимаем, что доктор профессионально делает свою работу и часто не знает, что у него есть благодарные пациенты и они хотят об этом сказать в публичном пространстве. Известно, что слово доктора лечит больного, но теплые слова признательности также нужны и самим врачам. Этот проект развивается и стал известен на российском уровне. И нам приятно, что в некоторых других регионах страны подхвачена наша инициатива и появились проекты, работающие в этом же ключе.

– К сожалению, пациенты ищут к себе внимания, но сами зачастую представляют себе доктора как функцию.

– Для изменения такого неоправданного представления о профессии был создан фотоконкурс «Связь поколений в здравоохранении». Медицина – это в первую очередь личности, выбравшие свой нелегкий путь иногда с самого детства. В этой сфере работают целыми династиями. Конкурс пользуется успехом среди населения, фотографов и самих медицинских работников. Он существует второй год, развивается и претерпевает изменения в части номинаций. Но остается неизменной его задача – показать, какие замечательные люди работают в медицине, какие это высокие профессионалы. По итогам конкурса создается фотовыставка, которая является передвижной, она ездит по аптекам и лечебным учреждениям региона, и люди имеют возможность посмотреть на лица тех, кто работает в этой тяжелой, но такой необходимой сфере.

Конечно, с большой душой мы рассказываем о медицинских работниках в газете «Область здоровья». Очерки о целых лечебных учреждениях, о работающих специалистах и тех, кто уже ушел на заслуженный отдых, всегда пользуются особенным вниманием читателей и являются особой формой уважения к профессионализму. Попутно я хочу также подчеркнуть, что газета существует с 2002 года и изначально была задумана как издание, которое предназначено одновременно для пациентов и медицинских работников, поэтому говорит о серьезных событиях, но доступным языком. За последний год газета стала полностью цветной, был создан ее электронный вариант, в том числе для обратной связи и быстрого получения информации. Она принципиально остается для наших читателей бесплатной, это позиция департамента здравоохранения региона.

– Будет ли сохранен проект «Наши дети»?

– Социальный проект «Наши дети» получил серьезное признание и на уровне Национальной медицинской палаты, войдя в тройку номинантов премии Национальной медицинской палаты «За вклад в развитие российского здравоохранения и повышение уважения к медицинским работникам», и на уровне администрации Томской области, и на уровне департамента здравоохранения. Мы могли бы отдать площади в газете «Область здоровья» под насущные и новостные темы, однако проект не останавливаем, понимая всю значимость помощи конкретным детям в поиске семьи. Проект эмоционально тяжелый: творческая группа, которая работает над ним, пропускает все через сердце. Безусловный труд, в том числе психологический, характерен для уникального коллектива детского учреждения, не случайно найдено взаимопонимание и взаимодействие между областным Домом ребенка и ЦМФИ – двумя учреждениями, которые находятся в сфере здравоохранения.

– Какие еще формы работы ведет ЦМФИ?

– Отдел информационно-издательской деятельности ЦМФИ ведет объемную и разноплановую работу. Он занимается организацией образовательных мероприятий: семинаров, конференций и тренингов. К примеру, одно из последних серьезных мероприятий было посвящено теме правильной выписки рецептов, которая родилась из участившихся звонков в наш call-центр с сигналами о невыдаче в аптеках препаратов из-за неверно заполненного рецепта. Так, в рамках одного учреждения мы с помощью обратной связи как выявляем, так и решаем проблему. Совместно с департаментом здравоохранения налажен выпуск актуальной печатной продукции, благодаря которой население информируется о диспансеризации, сезонных заболеваниях, инфекционных угрозах, о том, как действовать при признаках инсульта или инфаркта... Ведется работа и по производству телевизионных роликов, в том числе и по профилактике гриппа и др.

– Накануне Нового года традиционно спрашивают о планах. Какие они у ЦМФИ помимо уже наработанных программ?

– 2017 год по распоряжению губернатора региона объявлен Годом профилактики. Сейчас прорабатывается совместный с Центром профилактики план мероприятий для ориентации на профилактическую систему, чтобы люди не доводили себя до болезни и не переходили в ранг пациентов. Особое внимание в следующем году будет уделено теме пожилого возраста. Он не должен пугать, но к нему необходимо готовиться заранее, чтобы проживать зрелость в здоровом теле и духе, достойно и интересно. И важно, чтобы близкие тоже относились к пожилым людям внимательно. В следующем году мы продолжим реализацию проектов «Спасибо доктору!» и «Связь поколений в здравоохранении», представим мнение общественности по поводу обновленных кодексов этики врача, медицинской сестры, а также разработанного кодекса этики провизора и фармацевта. Наш call-центр работает для вас круглые сутки, на страницах «Области здоровья» по-прежнему постараемся знакомить вас с последними событиями отрасли здравоохранения. Ведь девиз нашей команды регионального центра остается неизменным: «Компетентно! Вежливо! Оперативно!».

 

Статистика:

За 11 месяцев операторами call-центра ОГАУ «Центр медицинской и фармацевтической информации» принято почти 400 000 обращений (395 092 в 2015 году).
Ежедневно принимается более 1 400 обращений от населения.

В информационной базе данные о наличии и стоимости лекарственных средств 131 аптечной организации.
В 2016 году количество обращений и нагрузка на операторов увеличилась на 20% (в сравнении с 2015 годом).

На 25% выросло количество обращений на «горячие линии» департамента здравоохранения, которые обслуживает ОГАУ «Центр медицинской и фармацевтической информации».

Сайт tabletka.tomsk.ru в 2016 году вошел в топ-15 популярных сайтов региона:

на сайте можно найти лекарственное средство по минимальной цене и в шаговой доступности;

узнать адреса и контактные данные аптечных и медицинских организаций, увидеть схему проезда на интерактивной карте Яндекс;

создана полная база медицинских вакансий государственных медицинских организаций. На сегодняшний день на сайте представлено более 500 вакансий (504);

 

появилась электронная версия ежемесячной газеты «Область здоровья».