В начале каждого года заместитель губернатора Томской области по социальной политике Иван Деев подводит итоги года и делится планами на год грядущий. 2020 год оказался не рядовым по задачам, поставленным пандемией, поискам их решений и новым чувствам, с одними из которых нужно было бороться, другие - неизбежно принимать.

-Иван Анатольевич, миновал месяц нового года, есть ли какие-то актуальные новости?

– Год закончился началом – началом кампании по вакцинации, которую ждало все население планеты. Все мы желаем скорейшего снятия ограничений, чтобы забыть про маски, про социальную дистанцию и удаленный формат работы и учебы. Мы мечтаем поскорее вернуться к обычной жизни и человеческому общению, что существовало до коронавирусной инфекции и  которое научились ценить в сотни раз больше. Я думаю, что начавшийся год пройдет под знаком вакцинации. Прививки поставят все люди, у кого нет  противопоказаний, благодаря чему будет создан коллективный иммунитет. Беря во внимание снятие верхних возрастных границ, в Томской области  планируется привить 570 тысяч человек.

С учетом заданных темпов мы предполагаем закончить вакцинацию в июле. Сейчас наращиваются поставки, в ближайшее время будет получено еще 18 тысяч доз вакцины. На территории обеспечивается возможность одновременного хранения больших объемов в каждом из 33 пунктов вакцинопрофилактики. Планируется также работа мобильных пунктов, отлично себя зарекомендовавших в вакцинировании населения против гриппа. Новосибирская вакцина ЭпиВакКорона изначально создавалась с учетом возможности хранения при температуре от +2° до +8°С. В ближайшее время хранение вакцины Гам-Квод-Вак (Спутник V) также переходит на подобные температурные режимы. Но речь идет о вакцине, которая только будет произведена, а поставленная ранее в регион вакцина хранится при температуре -18 и ниже. И Томская область сразу была готова к хранению в нужном режиме.

– А сами Вы поставили прививку?

– Да, я по образованию не только педиатр, но и иммунолог, и у меня не было сомнений в необходимости вакцинироваться, поэтому я уже прошел обе фазы, перенес без побочных эффектов и чувствую себя хорошо.

 

Решения здесь и сейчас

– Как бы Вы в целом охарактеризовали прошедший год?

– Год был очень сложным для всех людей. Мы впервые в медицинской практике столкнулись с таким масштабом эпидемии. Никто не был готов, и это нормально, потому что, если бы эта ситуация повторялась постоянно, мы обладали бы другим набором инструментов и подходов к организации медицинской помощи, тестированию и т.д. Но в новых условиях приходилось принимать решения здесь и сейчас, что называется, с колес. Мы благодарны решению федерального центра по локдауну весной. В   медицинском сообществе было понимание, что этот экстраординарный шаг сделан не столько для борьбы с эпидемией, сколько для того, чтобы выиграть время и подготовиться к масштабным поступлениям пациентов. У нас было время на подготовку коек и приобретение дополнительного оборудования, переобучение специалистов. Позже открывать ковидные госпитали было проще, так как уже появилась ясность, какое и в каких объемах необходимо оснащение, сколько точек доступа к кислороду, мы уже работали не на ощупь, а базируясь на опыте, правилах и инструкциях.

Это был беспрецедентный год со стороны внимания руководителя региона Сергея Жвачкина в адрес здравоохранения. Лечебные учреждения только на свою текущую деятельность дополнительно получили из областного бюджета 1 млрд 300 млн рублей. Сергеем Анатольевичем было принято много инфраструктурных решений и решений по приобретению оборудования, в том числе на первых этапах, когда из своих средств область приобретала аппараты ИВЛ и кислородные концентраторы для ковидных госпиталей региона, финансово обеспечивала монтаж кислородных магистралей, исключая зависимость от кислородных баллонов. Был издан приказ о дополнительных выплатах из областного бюджета сотрудникам респираторных госпиталей, которые не вошли в перечень федеральных выплат, – уборщикам помещений. Плюсом к этому выделены средства на приобретение средств индивидуальной защиты, привлечение частной неотложной помощи, усиление работы круглосуточной горячей линии облздрава, которая сразу, еще в начале эпидемии в марте, дополнительно начала  отвечать на все вопросы населения по ковиду, а также открытие осенью Центра удаленного мониторинга для больных ковидом. Были выделены средства на оборудование для ПЦР-лабораторий, которые в пиковую нагрузку выполняли до 10 тысяч исследований в сутки. За счет областного бюджета обеспечивались работа трех обсерваторов, трех гостиниц, где до сих пор живут врачи, и питание в крупных ковидных госпиталях.

Со стороны Федерации – это очевидное решение по дополнительным выплатам медработникам, приобретению оборудования, средствам на работу сотрудников стационарных учреждений социальной защиты, работающих в течение двух недель по вахтовому методу для исключения дополнительного источника инфицирования. Осуществлялось методическое руководство со стороны Федерации, и особенно вице-премьера Татьяны Голиковой, которая уделяла и уделяет этой проблеме большую часть своего рабочего времени и постоянно работает с регионами. 

Чувство плеча

– Были какие-то личные открытия в новой ситуации?

– Без высоких слов скажу, что я реально увидел силу людей нашей страны, способность и умение сплотиться, когда приходит настоящая беда. Она случилась, и  томичи – студенты, волонтеры, предприниматели, депутаты – самые разные люди приходили, звонили и предлагали свою помощь. О ком-то из них рассказывала пресса, но на самом деле людей за кадром очень много, и все они помогали по своим силам и возможностям. В одно мгновение появлялись кровати, постельное белье, подушки. Когда увеличились объемы закупок средств индивидуальной защиты и одновременно пришли несколько огромных автогрузов, остро встал вопрос размещения. Предприниматели, имеющие свои склады, безвозмездно и оперативно обеспечили условия их хранения. Люди помогали отвечать по телефону и разбирать медицинские карты. При этом все были не сами по себе, а встроены в систему, что тоже дорогого стоит.

Настоящими героями стали все медицинские работники: врачи, медсестры, регистраторы, уборщики, водители, сантехники, электрики, повара… Это тоже не высокопарное определение, а констатация факта, потому что  каждый день люди шли на работу, зная, что там тяжело. Они подставляли плечо, заменяя заболевшего коллегу. Все было как на передовой. Все мобилизовались максимально, особенно в период октября-ноября.

– Что оказалось самым сложным для Вас лично?

– Сложных моментов было много. Если обобщить, то для меня самым сложным  стало принятие решений при наличии условий с большим количеством неизвестных и доведение их до коллег. Конечно, мы старались все обсуждать профессиональным сообществом. Но в ситуации, когда неизвестен ресурс, неизвестно время, неизвестен резерв, руководствуясь только экспертной оценкой коллег, нужно было каждый раз делать шаг, не понимая, правильный ли выбран вектор. Вместе с тем хочу сказать, что  силы и уверенность, что мы все делаем правильно и идем в нужном направлении, придавало то самое чувство плеча.

– А какие, например, ситуации?

– Например, момент, когда коечного фонда оставалось всего на семь дней. У нас было два варианта. Первый, если ничего не предпринимать, мог бы повторить ситуацию в некоторых субъектах страны, когда фельдшеры скорой помощи не знали, куда госпитализировать пациентов. Второй вариант – перепрофилирование лечебных учреждений, и это тоже непростая тема, связанная с настроениями коллектива и привычным для жителей порядком оказания медицинской помощи. Однако снова проявились человеческие и профессиональные качества, наработанные связи внутри коллективов. Помню, когда я обратился по телефону с вопросом о перепрофилировании к главному врачу БСМП Олегу Попадейкину, он попросил для принятия решения два часа. Спустя обозначенное время Олег Николаевич перезвонил и сообщил: я собрал коллектив, задал вопрос, и все сказали, что мы пойдем работать в «красную зону». Дорогого стоит понимание, что все сотрудники остаются с главным врачом, несмотря на работу по непрофильной специальности.

У нас многое было впервые. В частности, дистанционная форма работы. Когда я начинал вести семинары по протоколам лечения COVID-19, на первую учебу подключилось 473 врача, мы работали четыре часа. Они сами предложили темы для дальнейших занятий, и моим делом стал только поиск спикеров. Решение по дистанционному закрытию больничных листов сняло проблемы очередей в поликлиниках. Представьте, в поликлиники поступало четыре тысячи звонков, их физически невозможно обработать. Мы придумали и создали центр удаленного мониторинга, который разработал анкету пациентов. Благодаря поддержке губернатора центр был открыт, а ситуация была выровнена за две недели, медики смогли адресно распределять оказание  помощи.

Сейчас по тому же принципу набираются группы для реабилитации после перенесенной болезни. Человек заполняет анкету, на основе которой компьютерная программа ведет распределение, в какой форме для пациента требуется реабилитационный курс. Кроме обычной формы занятий в зале, его можно проходить в онлайн-режиме под руководством специально подготовленного специалиста. Очень надеюсь, что реабилитационный онлайн-курс найдет востребованность у пациентов и станет массовым.

 

Прогнозы – дело неблагодарное

– Какова ситуация по перепрофилированию под ковидный госпиталь Дворца спорта?

– Мы просчитывали разные ситуации. Не все резервные учреждения были введены в действие, хотя уже был проведен кислород и главные врачи знали, что такая необходимость может образоваться в любую минуту. Однако очень сложным было решение о балансе сохранения экстренной помощи, части плановой и передаче коек под ковидных пациентов. Решение по Дворцу спорта принималось, когда мы были как раз на пределе. Мы понимали, что выключить из работы еще одну медорганизацию означает забрать экстренную помощь у нуждающихся в ней пациентов. После осмотра помещения Дворца спорта сотрудниками Роспотребнадзора начальник штаба губернатор Сергей Жвачкин озвучил решение о начале подготовки этого помещения под ковидный госпиталь. Сейчас напряженность спала. Но этот объект останется в резерве до конца пандемии, коечный фонд будет зарезервирован, все оборудование расписано по мед­организациям и будет распределено, когда станет ясно, что оно больше не нужно.

 – Вы можете дать прогноз, когда это случится?

– Прогнозы в подобной ситуации – дело неблагодарное. По всей видимости, весной ждем третью волну, а какой она будет, предсказать невозможно. Вторую волну в таком объеме и так быстро никто не ожидал – вот что такое прогнозы.  Я хорошо помню, как показатели выявляемых больных держались ровно на отметке 40-50 человек в день, потом они подросли до 70, а за одну ночь дали цифру 150. И продолжали бы расти, если бы не было принято непопулярное решение по обязательному ношению масок в общественных местах, благодаря чему мы ушли от геометрической прогрессии, по которой коэффициент заражения от одного носителя вируса COVID-19 равен 3,2.

Сейчас начался обратный отсчет. Вернулись к своей обычной деятельности горбольница №2, медсанчасть «Строитель», и в ближайшее время будут возвращены другие госпитали. Сегодня коечный фонд достаточен, около 1000 свободных коек только в Томске. Однако пока еще неоднозначное понимание, как сложится ситуация в ближайшие дни. На данный момент сократилось количество выявленных и тех, кому требуется госпитализация, а также в пределах 25-30 процентов варьируется  количество бессимптомных носителей. Однако количество пациентов, нуждающихся в реанимационной помощи, по-прежнему остается стабильным, не сокращается в разы, также было и в предыдущий период.  Мы, может, уже и сегодня могли бы вернуть к своей профильной деятельности БСМП и роддом №4, но тогда стоит вопрос о развертывании реанимационного отделения примерно на 150 коек.

Такой потребности в реанимации не было никогда. Напомню, в «мирные» времена пиковая нагрузка на все больницы Томской области – около 40 реанимационных пациентов. При столь высоких нагрузках и квалификации специалистов многих и многих удалось спасти. Однако случились просто невосполнимые потери, и  горечь их утраты не оставляет. Я давно в системе здравоохранения, поэтому у меня много горизонтальных связей, все погибшие медики знакомы мне лично. С кем-то дружили, с кем-то учились, с кем-то просто были хорошие отношения. Тяжело осознавать, что остановилось сердце коллеги, это просто невозможно принять, когда сегодня переписываешься с ним, а завтра его нет… Уход навсегда –  ситуация, с которой сложно смириться, понять и признать…

 

Планы на будущее

– В этом году также все основные силы будут направлены на борьбу с коронавирусом?

– Коронавирусная обстановка остается, но, поскольку у нас отработаны многие алгоритмы,  акценты уже начали смещаться. 21 декабря возобновлена плановая помощь, ее объемы  сейчас нарастают. В первичном звене продолжается скрининг пациентов, нуждающихся в диспансеризации. Так, планируется выявить полностью всю когорту пациентов, которые имеют хронические патологии сердечно-сосудистых заболеваний и болезней органов дыхания, и провести с ними работу на уровне поликлиник.

В этом году активно начинают реализовываться мероприятия по уже разработанной и согласованной программе модернизации первичного звена. В нее входит капитальный ремонт существующих объектов, замена ФАПов, которые уже бессмысленно ремонтировать. В прошлом году была полностью выполнена программа по строительству ФАПов в тех муниципальных образованиях, где их не было вовсе.  Ключевые стройки этого года – детская поликлиника и капитальный ремонт инфекционного отделения Асиновской районной больницы, строительство поликлиники в Южных Воротах, реконструкция старейшей томской поликлиники №1, капитальные ремонты в Стрежевом, Колпашеве.

Также в программу модернизации первичного звена входит приобретение транспорта для максимального обеспечения доступа к пациенту медицинского персонала. Планируется совместить работу системы здравоохранения и социальной защиты, которая занимается доставкой продуктов одиноким  старикам. Во время пандемии уже была отработана общая система, в которой люди старше 65 лет получали социальную помощь, препараты.

В 2020 году в рамках регионального нацпроекта по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний произошла замена двух компьютерных томографов в больницах Колпашева и Асина, в этом году современный компьютерный томограф будет поставлен в Стрежевскую районную больницу. В прошлом году по программе онкологической помощи было приобретено все необходимое оборудование по онкологии. В этом году делается ставка на поиск новых форм работы, в частности, активно внедряются онкоскрининги, и многое еще запланировано.

Я хотел бы сказать жителям региона, что прошедший год ярко показал: когда мы все вместе, можно реально сдвинуть горы. Мы готовы к дальнейшей работе, какие бы трудные новые вызовы ни ставила перед нами жизнь. Переоценка ценностей произошла у каждого человека. Всем рекомендую беречь себя, беречь свое здоровье, реализовывать все мероприятия по профилактике любых заболеваний – инфекционных, хронических, обострений, для того чтобы каждый день ощущать радость жизни и проживать ее максимально комфортно. Получать от каждого дня удовольствие – дома, на работе, с друзьями, родными, коллегами!