Новости здравоохранения региона

В первый день акции «Защити себя от гриппа» прививку сделали 134 человека

Мобильная акция «Защити себя от гриппа» стартовала сегодня, 19 сентября, на площадке перед поликлиникой Томской областной клинической больницы. За шесть часов работы «автобуса здоровья» вакцинацию прошли 134 человека.

В августе в Томской области родилось 1193 малыша

С 1 по 31 августа 2017 года в роддомах Томска родилось 908 детей (450 мальчиков и 458 девочек). Еще 162 ребенка (80 мальчиков и 82 девочки) появилось на свет в районных больницах, на 123 маленьких жителя (61 мальчик и 62 девочки) стало больше в Северске.

В 2018 году в составе «Маршрута здоровья» будет работать мобильный ФАП

Сегодня, 6 сентября, в департаменте здравоохранения Томской области прошло награждение участников проекта «Маршрут здоровья» благодарностями и памятными сувенирами.

Как не потратить время на ожидание в очереди к доктору? Почему врач больше пишет, чем говорит с пациентом? Эти и другие вопросы волнуют посетителей многих российских лечебных учреждений. Исключить лишние траты времени, повысить доступность и качество медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь призван федеральный проект «Бережливая поликлиника». Он ведется под руководством Министерства здравоохранения России и в начале лета стартовал в Томской области. О ходе выполнения проекта рассказывает заместитель начальника департамента здравоохранения Томской области по развитию отрасли Вадим Бойков.

Ряд преимуществ

– Вадим Андреевич, какие основные направления необходимо выполнить в ходе проекта, и на каких пилотных площадках он «обкатывается» на начальном этапе?

– Приоритетные направления – это развитие информационных технологий, совершенствование работы входных групп, навигационной и маршрутной маркировки, оптимизация процессов оказания медицинских услуг детскому и взрослому населению, оптимизация логистики потока пациентов и кадровое обеспечение. Пилотными площадками на территории региона стали ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3 им. Б.И.Альперовича» и ОГАУЗ «Детская городская больница №2». Они были выбраны как учреждения с большим количеством прикрепленного населения. В ближайшее время эстафету подхватят еще пять лечебных учреждений, включая поликлиники из районов Томской области. Специалисты, задействованные в проекте, прошли курс обучения на примере производственной политики организации
«Росатом» и других учреждений.

– На первом этапе в федеральном проекте участвовали Ярославль, Калининград и Севастополь. Томская область в ряду других регионов вошла во вторую волну. Есть ли у томичей преимущества в ряде тех преобразований, которые уже начали осуществляться?

– Основные затраты лечебных учреждений других регионов относятся к ремонтам регистратур. Благодаря проекту «Входная группа» мы прошли этот этап уже в тридцати регистратурах региона, а до конца года будет открыто еще пять регистратур нового типа. Кроме того, что ремонты уже сделаны и регистраторы работают в современном алгоритме, проект «Входная группа» в целом расширил границы осознания возможностей работать иначе. Если изначальной целью было создание наиболее комфортных условий для пациентов, то в ходе его осуществления мы увидели возможности масштабного улучшения обслуживания. Сейчас для максимального упрощения поиска медицинской карты в учреждениях осуществлена маркировка по цветам всей базы. Устранены длинные разделители,чтобы регистраторы не могли их задеть, а потом тратить время на установку выпавших карт. Закуплены корзинки, в которых медицинские сестры разносят карточки по участкам. В горбольнице №3 открыто справочное окно, обслуживающее пациентов, обращающихся с просьбой «просто спросить», и работает дежурный администратор холла. Было поменяно место расположения экранов с объявлением очереди, чтобы люди не выворачивали шеи. Все эти и многие другие меры решают задачу направления, в котором совершенствуется работа регистратур. Она должна привести к сокращению времени оформления записи на прием к врачу, ожидания пациентом приема врача у кабинета и к созданию комфортной и доступной среды для пациентов поликлиник.

– Как решается проблема экономии времени на заполнение карточек врачом?

– Чтобы врач уделял больше времени пациентам, надо его разгрузить, но в ходе пошагового изучения проблемных мест, который подразумевает проект «Бережливая поликлиника», выяснилось, что в части кабинетов на пару «врач–медсестра» имеется лишь один компьютер. Департамент здравоохранения перераспределил имеющиеся в бюджете средства на приобретение достаточного количества компьютеров.

Создание лабораторно-информационной системы – еще одно звено необходимых преобразований. Зачастую пациент сдает утром анализы, потом приходит за результатом к врачу, затем едет с заполненным бланком в стационар или другую клинику. Медицинская информационная система (МИС) позволяет исключить лишние походы между кабинетами и лечебными учреждениями. Информация из лаборатории доступна врачу в компьютере. Более того, ход проекта позволил взглянуть на МИС также с точки зрения, сколько времени нужно самому врачу, чтобы ею пользоваться. Сколько раз он нажимает клавишу? Вы-яснилось, что процесс необходимо усовершенствовать. Сейчас программисты решают поставленное перед ними техническое задание.

Логично, что создать поликлинику-образец без врачей и медсестер невозможно. В проекте заложен комплекс мероприятий, направленных на поиск кадров и укомплектованность лечебных учреждений. Это ярмарки вакансий, демо-дни для выпускников вузов и другие мероприятия, включенные в кадровую программу здравоохранения, которую проводит наш регион. Решению задачи способствуют всем известные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер».

Фиксация времени и проблем

– А можно привести примеры оптимизации процессов оказания медицинских услуг?

– В третьей горбольнице поток пациентов в лаборатории перенаправлен через две двери – на вход и выход, что позволит увеличить поток и перераспределит работу персонала. Традиционно попарно работают четыре медсестры: одна берет анализ, вторая пишет. Планируется ввести должность специалиста, который будет заполнять, а все четыре медсестры осуществлять забор крови.

В детской поликлинике территориально перераспределены кабинеты. В день посещения всех специалистов мама с ребенком просто переходит в соседний кабинет. В результате было подсчитано, что экономится целый час.

Часть направлений оптимизации процессов уже реализована в большинстве поликлиник Томской области. Работают кабинеты неотложной помощи, выделен день здорового ребенка, проводятся дни профосмотра. Однако нет предела совершенству. Несколько лет назад была возвращена диспансеризация населения. Люди хотят узнать о состоянии своего здоровья, но зачастую отказываются только из-за того, что потратят много времени. С точки зрения организации главный пробел – несогласованность графика работы. Наша задача – сделать процесс посещения специалистов максимально удобным. В рамках проекта ведется интенсивная работа в этом направлении вплоть до определения отдельных помещений. В третьей горбольнице встал вопрос о том, чтобы закупить еще один аппарат УЗИ. Единственный имеющийся аппарат работает на всю больницу. Людей, проходящих диспансеризацию, отправляют в другое учреждение, иначе здесь будут собираться большие очереди.

Все выявляемые проблемы фиксируются и обсуждаются еженедельно на совещаниях рабочей группы. На основании полученных фактов будет составляться в том числе бюджет следующего года.

– Неужели в ходе проекта отслеживаются все эти минуты и секунды потерянного времени?

– Сама суть проекта состоит в создании поликлиник-образцов, опыт которых потом будет применяться в других учреждениях. Ведь не всегда понятно, почему в двух одинаковых поликлиниках на одно и то же тратится разное время. Поэтому действительно выделены люди, которые проводят хронометраж процессов, осуществляемых в единицу времени, например, за сколько минут врач дошел до стеллажа, взял карту и вернулся к столу. Эта работа будет продолжаться, потому что ее однозначно нужно делать несколько раз. По окончании проекта у каждого врача и медсестры будет по рабочему месту и распределены обязанности для сокращения и перераспределения времени на определенные процессы.

Не скрою, специалисты по-разному относятся к проекту, и существуют психологические проблемы. Но большинство понимает, что после привыкания станет быстрее и легче работать, а для этого стоит потерпеть около себя людей с секундомерами. Многие врачи предлагают свои соображения, как оптимизировать личный процесс. Радует, что команда, участвующая в проекте, работает креативно и без тени формализма. Это главные врачи Кошель Андрей Петрович и Новикова Инна Юрьевна и их заместители Таукина Наталья Валериевна и Кононеркер Любовь Михайловна. Конечно, ожидать, что в одночасье все изменится, – из области фантастики. Однако даже люди со стажем по уже введенным изменениям в организации их деятельности отмечают, что работать стало удобнее, и даже удивляются, как же раньше они этого не догадались сделать.

Пилотный проект «Бережливая поликлиника» реализуется Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Администрацией президента Российской Федерации, производственной системой государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации с декабря 2016 года.

 Целями пилотного проекта являются: повышение удовлетворенности населения медицинской помощью на основе повышения доступности и качества медицинских услуг, улучшение условий оказания медицинской помощи; повышение вовлеченности медицинского персонала в производственные процессы, рост удовлетворенности медицинского персонала условиями труда.

 По состоянию на май 2017 года пилотный проект активно реализуется в 45 поликлиниках (к концу 2017 более чем в 120 поликлиниках) из 11 регионов Российской Федерации. К 2018 году проект планируется реализовать более чем в 34 регионах Российской Федерации.