Среди всех учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения региона, областной Дом ребенка стоит в приоритетной графе. Несмотря на известные финансовые проблемы в медицинской отрасли, дети стабильно получают все необходимое, а главное – лекарственные препараты (порой весьма дорогостоящие) и  питание по диетам согласно диагнозам, которыми многих малышей награждают еще в утробе их нерадивые матери. Не случайно полное название этого учреждения ОГУЗ «Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики». В этом учреждении есть даже паллиативное отделение. Хотя, конечно, не у всех детей страшные заболевания. Большинству ребят здесь находят новые и более благополучные семьи,  в том числе благодаря проекту «Наши дети», который ведется совместно с нашим изданием. «Но одного берут – двоих приводят», - сетуют воспитатели и врачи. Алкоголизм, наркомания и социальное неблагополучие составляют основу печальной стабильности количества детей. 125 малышей - от новорожденных отказничков до четырехлетних ребят - проживают в двух корпусах в разных концах города. И вот уже тридцать лет руководит этим непростым детским учреждением его главный врач, врач-педиатр высшей квалификационной категории Нина Сиянова. 

 

Девочка, которая всегда улыбается

Девочка Нина, живущая в якутском поселке Усть-Нера, конечно, даже не могла предположить, что рассказы ее папы о детдомовском детстве станут невидимой путеводной звездой в ее будущей профессии. Отец и оказался на Северном полюсе, потому что после окончания войны старшему лейтенанту Ивану Погодину было просто некуда возвращаться. Нине Ивановне всегда помнилось, что для отца детское учреждение – это родной дом. Три десятилетия своей службы в областном Доме ребенка главный врач Нина Сиянова старается создать домашние условия для маленьких ребят, оставшихся без попечения родителей.

Дорога к этой должности также началась в детстве. Десятилетняя Нина отдыхала в пионерском лагере. И вдруг ее срочно возвращают домой, поводом к чему стала страшнейшая причина. Ребенка везли прощаться с тяжело заболевшей мамой, которая убереглась от пули на фронте, а вот неожиданная двусторонняя пневмония протекала столь тяжело, что, казалось, медицина уже бессильна… Маму спасла удивительный врач-терапевт Зоя Ивановна Шарова. Она выходила ее профессионализмом и сердцем.  Имя этого доктора Нина Ивановна помнит до сих пор. Детское потрясение от пережитого отпечаталось в сознании. Тогда же родилось твердое решение стать врачом.

– Ты пожила на Севере, учиться поезжай на Юг! – решительно заявил отец, когда пришло время выбирать медицинский вуз. Папа, окончивший школу и юридический вуз, уже имея семью, очень ценил высшее образование и, нежно любя свою дочь, желал ей лучшей доли и тепла в буквальном смысле. Мединститут на юге оказался в Симферополе. А там ее никто не ждал. Шестнадцатилетней Нине задали вопрос еще при сдаче документов, мол, почему она не поступает у себя в Якутске. Два года подряд она недобирала ровно один балл. Работала в Симферопольской областной клинической больнице в приемном отделении, где в обязанность маленькой санитарочки входило сопровождение пациентов по корпусам, разбросанным по огромной территории. В больнице ее звали «девочкой, которая всегда улыбается». Однако никто не знал, что жить с простодушным северным характером на юге ей трудно. Многое было непонятно. Всегда улыбающаяся девочка прошла там свои горькие университеты, вернулась домой, устроилась  на год в поликлинику и уже готова была ехать с подругами в Москву. Но в поликлинике работал врач-педиатр Владимир Иванович Меликов. Выпускник Томского медицинского института, он рассказал ей о Томске как об оазисе студенчества, зелени и доброжелательности. 

– Меня вела судьба, – говорит сегодня Нина Ивановна.

Она это точно знает сейчас, когда жизнь сложилась и свою работу главный врач считает тридцатью годами счастья. А тогда та самая судьба снова устроила испытание. Нине опять не хватило одного пресловутого балла! Правда, ее взяли кандидатом: была раньше такая практика, по которой добиралось некоторое количество перспективных абитуриентов – с учетом, что все равно после первой сессии среди первокурсников начнется естественный отсев. Девушка улыбалась, счастливо проучившись неделю, по истечении которой было объявлено, что именно в этом году «кандидатство» в институте отменяется.

Еще один год пути к мечте она отработала на кафедре госпитальной педиатрии, заведовала которой профессор Зинаида Михайловна Землякова. Так Нина вошла в томскую медицинскую среду, почувствовав себя абсолютно в своей атмосфере. Конечно, она с успехом поступила на педиатрический факультет, который окончила в 1966 году. Далее все складывалось ровно. Нина Ивановна стала врачом-педиатром. В 1979 году, пройдя специализацию, она получила квалификацию детского врача-невролога и в течение десяти лет работала в детской поликлинике № 3 Детского объединения № 2, на АРЗе, совмещая работу дежурного врача-педиатра, а с 1981 года – старшим педиатром поликлинического отделения с совмещением работы врача-невролога.

 

Сказка с решением ежедневных проблем

– Но наступил момент, когда мне нужно было начать заново жизнь, что было связано с личной трагедией в семье, – вспоминает Нина Ивановна.

Видимо, высмотрев в Нине Сияновой определенные организаторские и человеческие качества, заместитель начальника областного отдела здравоохранения по детству Тамара Константиновна Астанина предложила ей должность главного врача Дома ребенка.

Где-то в душе откликнулись детские воспоминания, будто прозвучал зов отца – место работы с детьми, с сиротами… Нина Ивановна согласилась. Случилось это в 1986 году. Она хорошо помнит свое первое впечатление от Дома ребенка.

– Я зашла и попала в сказку, – улыбаясь, рассказывает главный врач. – Это учреждение разительно отличалось от поликлиник того времени, когда рушился Советский Союз. Там были ободранные стены, а здесь хорошая домашняя атмосфера, все было так ухожено. Несомненно, в этом была заслуга Мартыновой Раисы Павловны, в дальнейшем руководителя Детского восстановительного центра.

Тамара Константиновна официально представила сотрудникам нового главного врача. А Нина Ивановна этого не ожидала. Речь, как говорится, была не подготовлена. Но она сказала коротко и от души: «Если не будет внутренних проблем, у нас все получится! Во всяком случае, я этого очень хочу». Ей все удалось. Хотя на тот момент коллектив был сложным по многим причинам, одной из которых стало слияние двух учреждений в одно.  Не сразу, но врачи и воспитатели Дома ребенка ей поверили и стали единым монолитным организмом. В настоящее время учреждение живет в двух корпусах. Оба здания построены в советское время как типовые дошкольные с небольшим количеством групповых помещений. Эта серьезная проблема мешает развиваться учреждению по семейному типу, где дети разного возраста должны жить в одной группе. Старшие могли бы заботиться о младших, малыши тянулись бы за своими подросшими братьями по несчастью. А в группах должно быть не более шести детей. А как не принять изъятых из семей, где водка льется рекой, а на молоко не хватает денег, измученных малышей, которых привозят сотрудники органов опеки? Куда выпроводить шестнадцатилетнюю мамашу с дитем на руках?

Главный врач везде где можно ставит вопрос о современном здании – в любом из районов, например, в одной из новостроек ТДСК. В обмен город получил бы два здания сразу, причем отнюдь не на окраине. И здания, надо отметить, в очень приличном состоянии. Хотя их содержание в должном виде дается нелегко. Но у Нины Ивановны явный талант хозяйственника. При областном Доме ребенка создан Попечительский совет. В течение уже четверти века очень существенную помощь оказывает ООО «Газпром трансгаз Томск». Если бы не эта компания, еще неизвестно, вернулся бы вообще в 1997 году в свое здание Дом ребенка или нет, поскольку завершить капитальный ремонт в эти тяжелые для бюджетников годы было просто не на что. Из полутора миллионов рублей стоимости ремонта одну треть суммы внес «Трансгаз», оплатив полностью не только материалы, но и покупку некоторого оборудования. Руками сотрудников этого предприятия на территории Дома ребенка посажена аллея механиков. В течение зимы и весной с помощью техники и людей вывозится снег, чтобы детки могли слякотной весной гулять по сухим дорожкам.

Буквально на следующий день после вселения в здание напротив в Дом ребенка по-соседски пришел руководитель ООО «Газпром газораспределение Томск» с вопросом «чем помочь?» и на протяжении уже более 10 лет откликается по первому зову. Всю помощь этих и многих других предприятий невозможно перечислить. Но нынешние «нетучные» годы существенно ограничили возможности. Лоты на государственное финансирование заявляются за многие месяцы вперед. А жизнь детского учреждения требует ежедневных и моментальных решений больших и мелких проблем, например, где срочно найти оргстекло для трансформаторной будки или краску для ограды…

Два приоритета: семья и работа

Однако должность главного врача – это не только администратор.  В ее кабинет звонят и приходят родители, которые рассказывают все свои горести: и пишущие заявление на размещение ребенка на временное содержание государства, и те, кто ищет малыша в семью. Это потом они будут беседовать с социальными педагогами, психологами и докторами учреждения. Всю их боль, всю трагедию выслушивает сначала Нина Ивановна. Конечно, обвал энергетических потоков порой зашкаливает… Но он компенсируется радостными чувствами, которые возникают при открытии электронной почты, откуда с фотографий и видео смотрят прекрасные подрастающие дети и уже совсем взрослые люди, которых когда-то привезли в Дом ребенка испуганными и больными.

– У меня два приоритета в жизни: моя семья и моя работа, – признается Нина Ивановна. – Я очень благодарна своему мужу, который всегда поддерживал меня, понимая специфику моей работы.

Валерий Сиянов – известный в Томске врач хирург-онколог, создатель торакального хирургического отделения Томской ОКБ. Сегодня он на пенсии. По признанию супруги, муж всегда был большим примером для нее и их сына Алексея. Сейчас у них трое внуков. Старшему Сергею 22 года, Екатерине 14, а девять месяцев назад родилась маленькая Елизавета.

– Какая она счастливая! – иногда восклицает Нина Ивановна, глядя на малышку, чем вызывает некоторое недоумение у ее мамы. А главный врач невольно сравнивает ребенка, растущего в любви семьи, и живущих в казенном учреждении детей, которым она посвятила всю свою жизнь.

 

На имя проекта «Наши дети» приходят письма приемных родителей. Москвичи, которые увидели двух ребят в электронной версии газеты, пишут: «Спасибо вам огромное за информацию! Опубликовав фото братьев, вы подарили нам счастливую встречу! Увидев детей, мы в пятницу созвонились с Ниной Ивановной и купили билеты в Томск на понедельник. Дети – чудо! Конечно, мы подписали согласие! Было также приятно пообщаться с Ниной Ивановной и ее заместителем, няней и воспитателями, дефектологом – все очень отзывчивые люди. Они в деталях рассказали про наших малышей: их диагнозы, характер, привычки. Мы даже побывали на занятии наших мальчиков с дефектологом и на прогулках.

 

Этому детскому дому повезло с главным врачом: она не только хороший специалист, но и хозяйственник. Дети выглядят домашними. Поверьте, за время поисков мы разных детей видели, и нам есть с чем сравнить! Они все хорошо одеты, им проводится необходимое лечение. Территория Дома ребенка небольшая, но ухоженная. Персонал приветливый и неравнодушный. Очень ждем оформления медицины. И домой!»