Врач-­терапевт Екатерина  Кравченко любит читать книги, в которых ее опытные коллеги пишут о своей работе, пациентах, открытиях и преодолениях.  Возможно, когда­-нибудь Екатерина Владимировна тоже станет автором литературного бестселлера, тем более в школе ее тянуло к сочинительству и журналистике.

 В том самом еще не написанном романе наверняка будет глава о непростых месяцах пандемии, выпавших на долю врачей, которые встали на защиту здоровья людей.  Екатерина Кравченко получила личный профессиональный и человеческий опыт, работая в течение месяца сразу в двух стационарах, что в военной терминологии могут быть названы горячими точками.  Впоследствии молодой доктор выбрала самый трудный участок борьбы - МСЧ-2.  В июле ее университетские знания были подтверждены получением красного диплома СибГМУ.  Вчерашний врач-стажер теперь выходит в «красную зону» в официальном статусе врача-терапевта. 

Судьбоносные встречи

При поступлении в медицинский вуз у Екатерины Кравченко был широкий выбор. Юная обладательница золотой медали из Нижнего Тагила прошла по баллам в университеты Москвы, Санкт-Петербурга и Томска. При поступлении Катя выбирала самые лучшие вузы страны, где лучше всего учат профессии, к которой девушка начала готовиться по совету своей любимой учительницы химии Валентины Васильевны Курочкиной.

– Ты хорошо чувствуешь людей и любишь помогать, – сказала ей преподаватель.

Катерина умеет слушать и слышать. Она узнала о Томске у мамы своей подруги, много прочла о городе и поехала знакомиться, положив в чемодан оригиналы документов. Томск показался ей милым и уютным, а девушку не влекла жизнь в огромном мегаполисе.  Впрочем, возможно, в этот город вела сама судьба. Ведь уже на первом курсе Екатерина познакомилась со своим будущим мужем Павлом Ульяновым.  Все эти годы молодые люди вместе, они создали семью, и оба нынешним летом получили красные дипломы. Сегодня Павел Сергеевич работает анестезиологом-реаниматологом в ТОКБ. А специальность врача-терапевта для Екатерины определила еще одна судьбоносная встреча. Девушка познакомилась с профессором, заведующей кафедрой пропедевтики внутренних болезней с курсом терапии педиатрического факультета Татьяной Сергеевной Агеевой. Высококлассный врач-клиницист с огромным стажем откликнулась на просьбу ее студента Павла Ульянова, который не постеснялся подойти к преподавателю и рассказать о внезапно свалившемся на его подругу недуге. Татьяна Сергеевна вылечила Катю. Она вообще была профессиональным, отзывчивым и чудесным человеком.

– Я смотрела, как Татьяна Сергеевна общается с пациентами, как проницательно видит их состояние, диагностирует их и лечит, – рассказывает Екатерина.

Она, выбиравшая между кардиологией и анестезиологией, стала внимательнее приглядываться к терапии и в итоге попросилась к Татьяне Сергеевне в ординатуру. К общему несчастью для всей томской медицины, в августе прошлого года Татьяны Агеевой не стало. Но ее дело продолжают ученики, одной из которых является Екатерина Кравченко.

 Скучаю по любимой поликлинике

Учась в вузе, как практически все студенты-медики, Екатерина Владимировна трудилась медсестрой: сначала в клиниках СибГМУ, а позже вместе с мужем они устроились в отделение реанимации ТОКБ.  Когда специализация по терапии была выбрана главным делом жизни, Екатерина Кравченко стала работать на участке в поликлинике № 6.

– Это случилось уже более года назад, сейчас я временно работаю только в стационаре, но очень скучаю по своему потрясающему участку! – признается доктор.

Потрясающим она называет свое место работы, потому что любит пациентов за их отзывчивость. Они приняли красавицу-врача с дорогим сердцем, тем более долгое время участок был без постоянного специалиста. Некоторые звонят в поликлинику и спрашивают, когда же выйдет их дорогая Екатерина Владимировна.

Внимательность к пациентам предполагает в том числе точность диагноза. Симптомы и результаты обследования одной пациентки насторожили участкового врача. Женщина получила направление к врачам-онкологам и, действительно, потом вернулась с поставленным ими диагнозом «лимфома Ходжкина».  По официальным данным, заболеваемость лимфомой Ходжкина в России составляет 2,1 случая на 100 000 населения в год. Столь редкий диагноз был выявлен благодаря онконастороженности молодого специалиста.

– Я консультировалась с врачами-гематологами, – не скрывает Екатерина Кравченко.

Она вообще не стесняется спрашивать более опытных врачей. Набраться практических знаний у коллег – дорогого стоит.  Для расширения профес­сионального кругозора и Татьяна Сергеевна советовала начать работать также в стационаре, причем именно в МСЧ-2, которая часто дежурит по скорой и где лежат пациенты широкого спектра заболеваний.

Услышав и этот совет, с октября прошлого года Екатерина Кравченко  начала совмещать два места работы: поликлинику № 6 и МСЧ-2. А полгода назад случилась всем известная коронавирусная история.

Хотела Екатерина Владимировна узнать много нового. Так и случилось…

 Она сказала «да»

Первоначально предложение поработать врачом-терапевтом приемного отделения стационара МСЧ «Строитель» поступило Екатерине Владимировне ровно в ее день рождения. Начались первые обращения с подозрением на COVID-19,  и требовался специалист, который может быстро принять решение, куда направить пациента на лечение.

 – Я сначала растерялась, ведь это большая ответственность, но сказала «да», – вспоминает доктор.

А на следующий день на планерке в МСЧ-2 было сделано объявление о реорганизации лечебного учреждения в инфекционный госпиталь.

– Наш главный врач Алексей Викторович Михленко сказал, что уверен в своем коллективе, но я подошла к нему с уточнением, будут ли оставлять молодых специалистов, и он сказал, что надеется на меня.

Конец марта и весь апрель Екатерина Кравченко работала в «красных зонах» обоих учреждений. График дежурного врача был посменный. С мужем они стали видеться реже. Но у них одна профессия и полное взаимопонимание.

– Муж сказал, что этот этап нужен мне как специалисту, – рассказывает Катя. – Сам он остался работать в ТОКБ, и это тоже наше совместное решение, ведь ему будет лучше расти в профессиональном смысле в многопрофильном стационаре, потому что многие его коллеги перешли работать в МСЧ-2,  работы прибавится, так как люди по-прежнему поступают по скорой.

Конечно, очень переживали мама Лариса Владимировна и бабушка Лилия Ивановна. Их можно понять: их любимая дочь и внучка оказалась в самом пекле противовирусного сражения.

– А как отнесся Владимир Евгеньевич?

– Папа перенес стоически, – улыбается Катя. – Он сказал: тебе уже двадцать шесть лет, ты совсем взрослая и принимаешь решения сама.

 Чувствую боль пациентов

Но не зря переживали родные. В середине мая после очередной проверки доктор утром узнала про сомнительный результат анализа на COVID-19. А ночью у нее поднялась температура, появился кашель. Так Екатерина Владимировна стала пациенткой в собственном отделении. И ее муж Павел тоже.  Они заболели оба. У Павла течение болезни прошло полегче.  Екатерина провела две недели в стационаре, а потом столько же времени долечивалась в домашних условиях.

Она признается, что странно было не ощущать вкуса и запаха, нужно было силой заставлять себя есть и пить. Более всего ее – энергичную и деятельную – озадачивала слабость, из-за которой обычный поход на кухню заканчивался отдыхом. Когда в анализах появились данные о наличии антител, чтобы вернуться быстрее в свое привычное состояние, опять же по совету мужа она вышла на работу, где ее уже ждали коллеги и пациенты.

Первую неделю после болезни в рабочий график Екатерине ставили только ночные смены. Потому что в этот период она сдавала госэкзамены.  Откуда столько сил и трудолюбия у этой девушки, трудно сказать. Сама она говорит, что всегда любила учиться. А еще им с Павлом очень помогают его родители Эльвира Андреевна и Сергей Валерьевич.

Теперь в трудовой книжке Екатерины  Кравченко записана должность врача-терапевта.  Совершенно очевидно, что при привычке учиться она всегда будет расти в профессиональном смысле. Сейчас доктор использует опыт собственной болезни в лечении пациентов.

– Теперь я чувствую боль пациентов, понимаю, что они ощущают, мы говорим с ними на одном языке, я вселяю в них уверенность в выздоровлении на собственном примере, – говорит Екатерина Владимировна.

Доктор рассказывает, что от вируса никто не застрахован: болеют и мужчины, и женщины, люди всех возрастов.

Она надеется, что в конечном итоге будет выработан иммунитет, кроме того, медики всего мирового сообщества обмениваются новыми клиническими данными. Но опасность еще не ушла. Поэтому доктор Екатерина Кравченко призывает всех людей носить маски в общественных местах, поясняя, что иммунитет справится с одной вирусной частицей, а с тысячей – еще не факт.

– Некоторые люди болеют очень тяжело, в отдельных случаях даже приходится переводить в реанимацию, – предупреждает Екатерина Кравченко.

Самая главная ее радость в работе – видеть, как человек после лечения выписывается здоровый и улыбающийся.  На прощание люди говорят ей спасибо. И это главное слово для любого врача.