Милым барышням, которые боятся возраста, советуем обязательно познакомиться с Татьяной Федоровной Кронцевой.

В свои сто лет эта удивительная дама неизменно женственна и элегантна, сохранила блеск в глазах и очарование улыбки. Хотя на долю выпало много испытаний. Татьяна Федоровна пережила все тяготы  века – раскулачивание, тяжелую ссылку в нарымскую тайгу, бедность, отдала гражданский долг  в период трех войн – от финской до японской. Почетная выпускница Томского медико-фармацевтического колледжа посвятила аптекарскому делу почти четыре десятилетия. О своей долгой жизни ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Отечественной войны II степени, ордена «Знак Почета» и многочисленных боевых и трудовых наград, знака «Отличник здравоохранения СССР» Татьяна Кронцева поведала, вспоминая имена и детали, бесценные для истории страны.   

Смольный – это не шутка

– Нас было пятеро детей, и жили мы,  Артамоновы,  близ Томска в поселке Аникино, – начала рассказ Татьяна Федоровна.

Отец поставлял продукты в санаторий – деревянный резной дом, что в кедраче над  Басандайкой. Также предприимчивый Федор Афанасьевич организовал собственную колбасную мастерскую. Вечерами Таня с братом нажимали гирьками на дольки чеснока.  Ребенку – забава, взрослому – подмога. А в 1930 году родителей лишили гражданских прав. Отца отправили на стройку в Чаинский район. Поселковое собрание обязали  выбрать на выселку две аникинские семьи. Проголосовали за Гордеевых и Артамоновых. Не остановило даже, что мама была делегаткой, как звали тогда активисток в красных косынках.

Старшие дети спаслись сами. Сестра моментально вышла замуж со сменой фамилии, а брат срочно уехал к родственникам в Белово. Устинью Сергеевну с восьмилетней Таней, Мишей, которому было шесть, и грудничком Сережей отправили на барже в Нарымский край и высадили в устье реки Соч-Ига (ныне Сэпчига). Первым жильем ссыльных в непроходимой тайге стали балаганы из веток. Люди нашли родничок с водой и кормились рыбой. Благо, ее можно было ловить даже руками в запрудах между сваленных вековых деревьев. Поселение назвали Смольный. Не теряя иронии и мужества духа, вынужденные поселенцы строили избушки и выращивали нехитрые овощи в огородах на выкорчеванной земле.

При этом было понимание необходимости образования. Таня Артамонова ходила учиться в остяцкую деревню через реку Парабель. Потом в четырех километрах от Смольного построили семилетку в п. Белка. Конкурс среди детей всех девяти поселков был сравним с самым престижным факультетом университета. Таня его выдержала, поступила в пятый класс, занималась с усердием и жила в общежитии. Родители сдавали картошку и морковку в столовую, где раз в день кормили детей. На выходные девочка ходила домой, но очень берегла обувь.

К счастью, папу отпустили к семье. Радость воссоединения была недолгой. Он нес пакет из поселковой комендатуры в центральную парабельскую. По дороге, проложенной руками ссыльных, видимо, попил воды из какой-то «лужи», вернулся с инфекцией и через два дня умер. Случилось это трагическое событие в 1936 году.

Годом позже Сталин издает указ, по которому ссыльной молодежи разрешалось уезжать при наличии вызова из учебного заведения. Девочки-одноклассницы подали заявление в колпашевское педучилище, а Татьяна, чтобы быть поближе к старшей сестре Наташе, выбрала томское.

– Всем из Колпашева вызов пришел, а я из Томска жду и жду…

Пришлось Тане самой отправиться в парабельскую комендатуру.  А с ней брат для компании и охраны. Девчушка ростом полтора метра разжалобила коменданта. Разрешение было получено! Тридцать километров обратной дороги она запомнила на всю жизнь.

– Прошел дождь, и под ногами щелкали маленькие жабята, а Миша показывал  сваленные деревья и пугал, потому что их лапы шевелились, как у живых медведей.

К вечеру  подошли к родному двору. Мама с маленьким Сережей варила на кирпичиках то ли картошку, то ли уху…

– Как же она обрадовалась, что мы живы-здоровы и вернулись с документом!

 

Фармшкола навсегда

– Зачем тебе педучилище? Поступай лучше в фармшколу! – посоветовала старшая сестра.

Фармшколой томичи по привычке называли Первый Сибирский фармацевтический техникум, переименованный в 1925 году. Что такое фармация, девушка слыхом не слыхивала: в тайге люди лечились ягодами и травами. Но предложение понравилось, и потенциальная абитуриентка отправилась на прием к Шишову Вячеславу Антониновичу. Провизор по образованию, он был первым директором нынешнего фармколледжа и проработал с 1924-го по 1940-й год.

– Как он любезно со мной разговаривал, будто с большим человеком! – восхищалась Таня, рассказывая сестре о своей встрече.

Вежливый директор укрепил желание забрать документы. Но в педучилище ей их не отдавали, мотивируя, что вызов давно послан, только потерялся в пути.

Татьяна горько разрыдалась. Она буквально выплакала свои документы и будущую любимую профессию.

Девушке нравились учеба и культура общения, заложенная первыми преподавателями фарм­школы, которыми были профессора и преподаватели медицинского факультета Томского государственного университета и Томского технологического института. Ее выпуск стал пятым.

Учителя не только несли знания.

– В нас формировали характер и установку: мы должны помогать людям!

А потому студентки после занятий бегали в госпиталь к раненым, которые поступали с фронтов финской и с боев у реки Халхин-Гол. Помогали перевязать, написать письмо и просто разговаривали.

Сегодня учащиеся Томского медико-фармацевтического колледжа приходят помочь самой Татьяне Федоровне. Девочки делают уборку, читают вслух книги и просто общаются за чашкой чая с пирогами или хворостом, которые хозяйка печет сама.  Татьяна Кронцева много раз выступала с воспоминаниями в стенах родного учебного заведения. На ее 100-летний юбилей в феврале в гости пришло руководство фарм­колледжа. Почетной выпускнице была вручена грамота за подписью ректора СибГМУ Евгения Куликова.

 

Война не тетка

Окончание фармтехникума пришлось на 1940 год. Восемнадцатилетнюю Таню Артамонову направили в село Чистюнька Топчихинского района Алтайского края. И сразу заведующей аптекой! Жизнь била ключом. Вместе с учителями Татьяна ездила по району и выступала со стихами на концертах. Аптека находилась на площади вместе с сельсоветом, школой и церковью, превращенной в клуб. В нем как-то выступал иллюзионист. Молоденькая заведующая очень переживала, как бы он ее не загипнотизировал, ведь у нее под замком хранятся наркотические средства!

В день объявления Великой Отечественной войны на эту площадь собрались все жители села. Только что демобилизованных молодых ребят сразу забрали в армию. Ни один из них обратно не вернулся… Пришла повестка и Татьяне Артамоновой. Она уволилась из аптеки 17 июля 1941 года и уехала в Новосибирск на пункт сбора.

Рядом с военкоматом девушки-призывницы увидели афишу о выступлении в саду знаменитой артистки Ляли Черной. Отпросились перед отправкой, сбегали на концерт, а по дороге заскочили в магазин и справили себе по косынке. Татьяна Федоровна и сейчас любит красивые платья. Как бы трудно ни было, «всегда держала фасон».

30 июля 1941 года Татьяна Артамонова принята на должность помощника начальника отдела в/ч 3907 Дальневосточного военного округа, которая располагалась в г. Ворошилове (ныне Уссурийск). Звание ей было присвоено офицерское – техник-интендант 2-го ранга. Поставленные задачи – обеспечение медикаментами, формирование и отправка  ящиков с хирургическими инструментами для операций прямо на поле боя. Также Татьяна помогала в госпиталях раненым, которые прозвали юную девушку маленького роста Чижиком.

Она впервые увидела море. Командир выписал сибирячке командировку во Владивосток.

– В прибрежной воде плавал мазут, я отодвинула его ладонями, набрала морской водицы и попробовала ее на вкус. Соленая…

Но в целом Татьяна вновь оказалась в тайге – на этот раз уссурийской, где на случай бомбежек строили запасные медицинские склады. В 1943 году она вступила в ряды КПСС. В августе 1945-го перед началом боев с Японией зарегистрировали брак с офицером танковой части Григорием Кронцевым. Он отправился на фронт. Она включилась в доставку медикаментов во фронтовые медсанбаты. В колонне на первом грузовике ехала одна девушка, в замыкающем – вторая. В обратный путь забирали раненых. Их Таня-Чижик выхаживала и после войны, вплоть до самой демобилизации в 1946 году.

У Татьяны Федоровны множество боевых наград, благодарность за подписью Сталина,  есть медаль как «За победу над Германией», так и «За победу над Японией». Снабжение медикаментами и инструментами требовалось всем фронтам.

 

Аптечный стаж

После войны мужа Георгия Васильевича переводят на Украину, где он завершает службу. У супругов были обязательства не только друг перед другом, но и перед своими родными. Георгий поехал в Пермскую область к бабушке и дедушке. Они были у него на иждивении. А Татьяна вернулась в Томск, чтобы выручить все еще ссыльную маму. Смелая фронтовичка добилась ее реабилитации и забрала с собой в Пермскую область. Но в селе работы не было. Татьяна Федоровна сделала запрос в Свердловское аптеко­управление и получила предложение стать заместителем управляющего центральной аптекой г. Первоуральска. Муж  устроился на Новотрубный завод. В октябре 1947 года Татьяна Кронцева была назначена заведующей аптекой № 71 при Первоуральском динасовом заводе, которой руководила до декабря 1979 года, и еще четыре года работала рецептаром.

Завод имел собственную больницу на 200 коек и пять отделений, включая туберкулезное. В аптеке – развитое производство. Специалисты готовили препараты различного назначения и консистенции. Летом собирали лекарственные растения и сушили их на чердаке.

– Была у нас одна тайная полянка, где росла роскошная череда, мы о ней никому не говорили, – смеется Татьяна Федоровна.

Забот у руководителя – не счесть. Сколько организовано и пережито одних только расширений и переездов! В конечном результате из деревянного дома с печным отоплением аптека стала учреждением с первыми столами, автоклавной, моечной, складами и всеми удобствами для коллектива, численность которого доходила до 25 человек. Работали в две смены, сдавая вечером под ключ с милицией.

Своих детей у Кронцевых не было. Но супруги воспитали и вылечили племянника Женю, который попал к ним в двухлетнем возрасте и очень больным. Его дочка и трое внуков приезжали поздравлять бабулю на 100-летие в Томск. Всего собралось более тридцати родственников из разных городов страны. Вся квартира в цветах, подъезд украшен плакатами с фотографиями. Поздравить ветерана приходили из администрации Кировского района, депутаты, областной, городской, районный советы ветеранов, общественники, а во дворе играл военный оркестр Северской дивизии, радуя соседей. Они любят бабу Таню, которая ухаживает за клумбой во дворе  и даже получила грамоту за участие в конкурсе «Томский дворик».

Скоро 9 Мая. Каждый год ветерана торжественно поздравляют во дворе с музыкой и ретроавтомобилем, на который взбираются ребятишки. Студенты колледжа культуры исполняют военные песни. Нарядная Татьяна Федоровна пританцовывает и поет с ними. Она легкая и всегда душа компании. Рада, что прожила так долго и никому не стала обузой.

А секрет ее долголетия – в любви.

– Нужно делать добро, помогать людям, не лениться и постоянно трудиться в меру своих сил!