Три года назад

Пластические хирурги Томской областной клинической больницы в 2017 году удалили новорожденной девочке гигантскую сосудистую опухоль. Она определялась на лице малышки с рождения сначала в виде точечки, такой маленькой, что поначалу даже подумалось, что это просто след от лейкопластыря.

Но точка быстро стала разрастаться в опухоль, а когда достигла двухсантиметрового размера, врач-хирург Томского областного перинатального центра Валентин Ведерников для ограничения роста прошил ее с четырех сторон. Однако через неделю опухоль агрессивно «прорвала оборону» и стремительно набрала размер большого яблока.

 – Коллеги пригласили меня на консультацию, – вспоминает профессор, главный внештатный пластический хирург Сибирского федерального округа и Томской области, заведующий отделением реконструктивно-пластической хирургии Александр Цуканов. – Кавернозная гемангиома разрослась в пятнадцать раз и стала занимать практически всю левую половину лица с переходом на область шеи.

Под угрозой были органы дыхания. Рана кровила. На поверхности уже начали образовываться отдельные участки некроза кожи.

Медлить было невозможно. На консилиуме принято решение проводить экстренную операцию по жизненным показаниям.

– Спасибо коллегам – врачам-анестезистам и неонатологам из перинатального центра за оперативность. В совместной работе мы максимально убрали объем образования с лигированием (перевязкой) питающего его основного сосуда, – говорит Александр Иванович.

Дюймовочка весом в килограмм была спасена благодаря огромному опыту. Операция трехлетней давности прошла успешно. Ребенок пошел на выздоровление. Швы были сняты спустя месяц. И наконец-то девочка вместе с мамой уехала домой в село Могочино Молчановского района.

 

От улыбки станет всем светлей

 

Однако все эти годы Женя Шевченко находилась на постоянном контроле.

– Надо отдать должное родителям, которые очень ответственно и методично привозили Женю на медицинский осмотр сначала раз в три месяца, а потом каждые полгода, – подчеркивает Александр Иванович.

Примерно через год доктор посоветовал свозить девочку в Москву, где по квоте высокотехнологичной медицинской помощи была проведена операция по эмболизации сосудов.

А в марте 2020 года настала пора провести реконструктивно-эстетическую операцию. Перед хирургами стояла задача выполнить коррекцию рубцов левой половины лица и угла рта слева.

– Мы с пластическим хирургом Виктором Ивановичем Серяковым произвели разъединение рубцов, дали возможность для движений угла рта слева и с помощью жирового лоскута заместили послеоперационный дефект угла нижней челюсти слева, – пояснил суть операции Александр Цуканов.

Мама Жени восхищена увиденным результатом.

– Раньше при улыбке тянуло уголок рта, а теперь этого дефекта нет совсем! Александр Иванович – врач от Бога!

Сама Женя тоже любит общение с доктором. Она совсем не плачет во время смены повязки, впрочем, и Александр Иванович улыбается, называя свою подопечную настоящим чудом.

 

Мамина радость

Женечка была долгожданной дочкой. Ее мама Наталья Шевченко не скрывает, что ее Женя по-настоящему выстрадана. Ребенок был сохранен в десятой по счету беременности. Малышка родилась весом в 825 граммов на 25-й неделе и, как многие недоношенные дети, с целым рядом патологий. Сначала над ребенком колдовали томские кардиохирурги, потом врачи откачивали жидкость из легкого, еще одна операция была сделана на сетчатке глаз, чем была побеждена третья степень ринопатии. Однако если все эти манипуляции являются привычным списком медицинской помощи недоношенным малышам, то опухоль стала неожиданностью и, конечно, тяжелым испытанием для мамы.

– Сейчас смотрю фотографии на компьютере, которые сохранил Александр Иванович, и не верю, что все это было в нашей жизни, – говорит Наталья Шевченко.

Память имеет свойство выталкивать на дальние задворки тяжелые дни. Но и в перинатальном центре, где мама с дочкой пробыли в общей сложности четыре месяца, и в областной клинической больнице маленькую пациентку Женю Шевченко хорошо помнят.

Операционная медицинская сестра отделения пластической хирургии Марина Томилова вспоминает, как три года назад она, подрабатывая в то время ночной медсестрой в ОПЦ, переживала вместе с другими медицинскими работниками за жизнь крошечной девочки. Сегодня они вновь встретились с Женечкой.

– В этой девчушке не узнать той малышки, за чью жизнь боролось столько врачей! – говорит медсестра.

Общительная и очень симпатичная трехлетняя девочка в будущем имеет все шансы выступать на подиуме. Мама рассказывает, что Женя в сентябре собирается в детский сад и радует всю семью. Единственной проблемой, с которой приходится бороться, это не очень хороший аппетит. Но стройность как-то необходимо преодолевать, потому что через два-три года ее жирок понадобится еще для одной операции. С помощью собственного жира ребенка хирурги «сгладят» дефект мягких тканей на левой щеке.

– Когда девочка подрастет до 5-6 лет, ей предстоит липофилинг, – поясняет Александр Цуканов. – Суть этой операции заключается в трансплантации собственной жировой ткани пациента из одной зоны в другую. 

И операция, которую Жене только что провели хирурги отделения реконструктивно-пластической хирургии, и будущее операционное вмешательство выполняются по программе ОМС. 

Отделение реконструктивно-пластической хирургии в год делает в среднем более тысячи операций, из которых примерно десять процентов приходится на пациентов в возрасте от 0 до 18 лет. В прошедшем 2019 году самым маленьким пациентом отделения был малыш в возрасте 12 дней с травмой кисти.