Медицинский центр удаленного мониторинга – абсолютно новая структура, изначально созданная в помощь лечебным учреждениям для консультаций населения по поводу новой коронавирусной инфекции. В центре круглосуточно в три смены работает 140 сотрудников. На текущий момент медицинский центр удаленного мониторинга качественно решает сразу несколько задач. 

 

Без штурма поликлиник

20 октября 2020 года в конференц-зале станции скорой медицинской помощи зазвучали молодые голоса. Студенты старших курсов СибГМУ и базового медицинского колледжа, откликнувшиеся на призыв в соцсетях, приступили к работе, которая быстро стала  одним из ключевых сегментов организации помощи людям, заболевшим ковидом. Созданный  региональным штабом медицинский центр удаленного мониторинга  разгрузил регистратуры поликлиник и скорую помощь, взяв на себя ответы  на звонки, валом нараставшие нынешней осенью.

– В первый день работы наши операторы проконсультировали двести человек, спустя неделю число обратившихся выросло до шестисот, на пике эпидемии с середины ноября мы принимали до 2200 звонков, – рассказывает руководитель медицинского центра удаленного мониторинга Елена Тарануха.

Студенты не скрывают, что хоть и под руководством врачей, но сначала было страшно самостоятельно принимать решения. Однако достаточно быстро они стали  профессио­нальными консультантами по вопросам, касающимся ковида.

После того как центр компетентно отработал две недели, департамент здравоохранения Томской области дал поручение о загрузке в систему БАРС результатов тестов, чтобы их мог видеть любой врач региона. Операторы внесли более 20 тысяч результатов и параллельно обзванивали людей, чтобы сообщить им отрицательный или положительный диагноз. Следующим решением штаба, которое подписал губернатор региона, стала выписка больничных листов двум категориям граждан: контактным лицам, выявленным по предписаниям Роспотребнадзора, и бессимптомным носителям вируса с  подтвержденным тестом. Электронная форма больничного листа сократила количество обращений и сняла напряжение с поликлинического звена. В общей сложности было открыто более 1600 больничных.

Также сотрудниками медицинского центра выполнялась задача мониторировать письменные обращения пациентов на новом портале https://covidtomsk.ru, где пациент самостоятельно заполняет по чек-листу графы для оценки его состояния здоровья. Анкеты помечаются разными цветами. Красный цвет дает сигнал SOS. В такие моменты очень выручало местоположение центра мониторинга. Оператор просто бежал с анкетой к коллегам из скорой помощи, и карета отправлялась к пациенту.

Поэтапно на новом сайте появилась возможность не только заполнить анкету, но подгрузить результаты своих анализов, сданных в частных учреждениях, и записаться на вакцинацию.

 

Диспансерный учет

Постепенно количество заболевших ковидом стало снижаться. Однако команда центра удаленного мониторинга без работы не осталась. Во-первых, сегодня акцент сделан на лицах старше 60 лет, которые имеют признаки ОРЗ или у которых установлена коронавирусная инфекция, и они получают амбулаторное лечение. Эта категория пациентов особенно уязвима к ковиду. Ежедневный мониторинг позволяет отслеживать их самочувствие. Также под контролем находятся уже выписавшиеся люди, продолжающие лечение дома, а также те, у кого имеются сопутствующие заболевания.

Во-вторых, центр получил поручение начать дистанционное наблюдение лиц старше 60 лет, стоящих на диспансерном учете по заболеваниям сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем и желудочно-кишечного тракта. Внештатными специалистами департамента здравоохранения Томской области был разработан чек-лист, по которым операторы центра обзванивают пожилых людей, разговаривают с ними и по ответам определяют, как чувствует себя человек на текущий момент. В случае нестабильности сведения передаются в поликлиники, которые приглашают таких пациентов на прием. Всего в поле дозвона 40 тысяч человек.

– Мы начали вести эту работу с 20 декабря и за полтора месяца провели мониторинг более половины стоящих на учете, передав по Томску сведения о состоянии более 600 человек, 80 процентов из которых уже приняты специалистами поликлиник, теперь активно обзваниваем пациентов региона, – говорит Елена Владимировна. – Также мы обзваниваем людей, выписавшихся из стационаров – сосудистых центров  ТОКБ, Асина, Колпашева, Стрежевого и НИИ кардиологии. По статистике летальность снижается на 16 процентов, если люди, перенесшие инфаркт миокарда или инсульты, сразу после стационара начинают рекомендованную им терапию. Первую неделю звоним каждый день, спрашиваем, был ли врач, напоминаем, что они могут получать льготные лекарства, для этого надо встать на диспансерный учет.

Сейчас на мониторинге более 80 человек, и большая часть уже снята. Люди, перенесшие сердечно-сосудистые катастрофы, очень благосклонно относятся к звонкам. В целом пожилые люди очень рады, что им оказывается персональное внимание, но как-то раз одна бабушка лично пришла на станцию скорой помощи, чтобы выяснить, не мошенники ли интересуются ее здоровьем.

Елена Владимировна Тарануха – в доковидную эпоху заведующая поликлиническим отделением больницы №2 – рассказывает, что организация центра удаленного мониторинга расширила понимание о возможности перевода части работы с пациентами в дистанционный формат. Благодаря новому опыту освоена организация мониторинга, разработка чек-листов и многие другие моменты, которые пригодятся в той самой жизни, к которой все мы мечтаем вернуться после того, как вирус будет побежден.