Близкие и родные людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией или иной формой зависимости, погружаются в роль спасателя, жертвы или следователя, забывая о своей собственной жизни.

Гнев, отчаяние, депрессия – их психологическое отравление наносит не меньший вред, чем токсические вещества. Однако, если непреодолимость тяги к спиртному или наркотикам видна невооруженным глазом, самостоятельно признать  созависимость от имеющейся проблемы зачастую сложно. 

В Томском областном наркологическом диспансере выстроена продуманная и основанная на научной базе система помощи как зависимым, так и созависимым людям. Многие годы в команде высококвалифицированных специалистов с созависимыми родственниками и близкими работает медицинский психолог Ольга Мохова. 

Профессионально, анонимно и бесплатно

За помощью чаще обращаются  дети, родители, супруги больных,  но иногда на занятия приходят и сами пациенты. Их направляют на встречи наркологи и психологи диспансера, они идут по рекомендациям людей, уже получивших помощь и имеющих положительный опыт прохождения трудной жизненной ситуации, а также по само­обращению.

– Обращение к нам бесплатное и анонимное, проводятся как групповые занятия, так и индивидуальные консультации, – подчеркивает Ольга Антоновна. 

На первом занятии настороженные глаза, настрадавшиеся лица. Некоторые приходят уже разочарованными. Они бесполезно потратили деньги и время у новоявленных «коучей» – тех, что, не имея медицинских знаний, обещают волшебное спасение, вместо того чтобы признать имеющуюся проблему и начать ее решать. Задача профессионального психолога не просто поддержать уставшего человека, а дать ему самому осознать, как ориентироваться в сложившейся ситуации и справиться с ней, понимая, что впереди ждет долгосрочный и непростой путь.

Анонимность сразу снимает тревожность. Люди не рассказывают о себе, а заявляют проблему.

– Это я виновата, что муж пьет.

– Сколько раз я укладывала сына на лечение, а он возвращается таким агрессивным, что лучше бы пил. Впрочем, вскоре так и происходит: я нахожу бутылку в сливном бачке.

Беда-то общая! Каждый участник беседы переводит услышанный из уст медицинского психолога профессиональный разбор проблемы на личную ситуацию и впитывает то, что особенно важно именно ему. 

При этом абсолютно благожелательная атмосфера.

Никто не слышит в свой адрес унизительного осуждения и вопроса в лоб: зачем ты с ним живешь, я на твоем месте уже давно бы ушла.

– Созависимость обычно рождается там, где отношения деформированы, – поясняет Ольга Мохова.

Зачастую проблемы молодой женщины берут истоки в родительской семье, где пил отец, была унижена мать. В результате такой же пьющий муж, низкая самооценка, страх одиночества, поиск одобрения. Ее никто не научил любить себя. Люди учатся сообщать о собственных чувствах. А главное, начинают думать о своей жизни – не строить иллюзии, а жить в реальности.

Новый образ жизни

Ольга Антоновна подчеркивает, что зависимость – такая же болезнь, как, например, сахарный диабет, и нужно научиться жить с ней как с хроническим заболеванием.  Ремиссия будет успешно длиться годами в тех семьях, где соблюдаются правила поведения, в том числе другими членами семей.

– Мы знакомимся со своими эмоциями, рассказываем, как их выражаем, правильно ли оцениваем больного человека, изучаем динамику зависимого поведения, кажущиеся подъемы и улучшения в его состоянии. Наблюдение дает понимание, где, в чем, когда его нужно поддержать, а не давить, обращаться не с претензиями, а с просьбой, пожеланием, одобрением и верой.

– После занятий мы в семье не стесняемся обнимать друг друга, говорить слова поддержки и любви, – рассказывают сами участники психологических встреч.

Они ясно осознают, что для помощи своему больному родственнику нужно поменять и собственный образ жизни. Например, полностью исключить пиво при просмотре футбольного матча.  

Темы, в которых специалист помогает разобраться, касаются самых разных ключевых основ. Ответственность – кто ты в этом слове? Ребенок, который кричит: хочу и буду? Родитель, который берет на себя только половину? Или взрослый человек, стопроцентно отвечающий за себя и свою жизнь?

– Мы проводим различные психологические упражнения, а также участники встреч делают домашние задания, например, читают книгу или смотрят фильм, но не для развлечения, а с точки зрения своей больной ситуации и решения проблемы, – рассказывает Ольга Антоновна.

…Меньше всего времени Маленький принц пробыл на планете Пьяницы.

– Что ты делаешь?

– Пью.

– Зачем ты пьешь?

– Мне стыдно.

– А почему стыдно?

– Потому что я пью.

Прочитав бессмертное философское произведение, люди видят в иносказании, как в зеркале, себя и свою жизнь. Вот только психолог – не волшебник, а помощник. Главное, чтобы человек понял, что изменение жизненных установок  – это работа. Решать свои задачи он должен сам.

*На учете с диагнозом «алкоголизм» в Томском областном наркодиспансере состоит 3 471 житель региона, с диагнозом «наркомания» – 1 750 человек.
*Занятия проходят еженедельно по средам, с 18 до 21 часов, по адресу: ул. Лебедева, 4, второй этаж, каб. 6. Вход свободный.