Психолог Дома ребенка Марина Индукаева помогает оставленным малышам адаптироваться к этому непростому периоду, укрепляет и развивает их душевное здоровье, а также ведет работу с персоналом детского учреждения, кровными и приемными родителями.

Первый опыт

В нынешнем сентябре Томский областной дом ребенка переведен в новый статус ОГКУ «Малышок». Но не меняется суть работы детского учреждения, с которым Центр медицинской и фармацевтической информации в течение восьми лет ведет совместный проект «Наши дети». Обычно малышей снимает профессиональный фотограф. Однако во время пандемии вход к детям был ограничен. Благодаря неравнодушию главного врача Татьяны Рудникович и сотрудников Дома ребенка процесс информирования о детях, которым нужна семья, не остановился. В корпусе, что на ул. Вершинина, функции фотографа приняла на себя психолог Марина Индукаева. Неудивительно, что, «набив руку», Марина Сергеевна получила специальный приз в фотоконкурсе «Связь поколений в здравоохранении» за серию фотографий «Шапка, беленький халатик, я играю во врача».

– Фотографируя с целью привлечь внимание потенциальных приемных родителей к ребенку, я стараюсь передать его эмоции и раскрыть характер, – поясняет Марина Индукаева.

Кто как не психолог знает особенности каждого малыша, который остался без мамы и папы. А тем более такой опытный специалист! Марина Сергеевна в Доме ребенка (мы только привыкаем к новому названию и поэтому пользуемся привычным именованием) работает с 2007 года. Правда, первым ее местом стала кадровая служба учреждения. Выпускнице психологического факультета Томского госуниверситета и молодой маме трехлетней дочки, во-первых, просто была нужна работа, во-вторых, мечталось стать модным в те времена HR-специалистом.

Это случилось еще до слияния городского и областного домов ребенка. Городское учреждение возглавляла Зинаида Матютина, которая поверила в 24-летнюю девушку с красным дипломом, хотя понимала, что будут и «больничные», и возможен новый декретный отпуск. Что, собственно, и случилось. Отдел кадров оказался хорошей школой, сама Марина была уверена в развитии своего профессионального пути по этой стезе. Однако к моменту ее выхода после рождения сына Дом ребенка реорганизовался. Тогдашний главный врач Нина Сиянова предложила Марине Сергеевне работу по специальности в дипломе.

– Я засомневалась, но вновь Зинаида Сергеевна Матютина нашла какие-то правильные мотивирующие слова о творческой работе по специальности, я согласилась, и это было одним из лучших решений в моей жизни. 

Помоги зайчику

Психолог получила определенную свободу действий и отдельный кабинет с чуть ли не первой в регионе сенсорной комнатой – по тем временам нововведением, что позволило индивидуально заниматься с детьми. Малыш в группе постоянно находится в шумовой завесе голосов таких же маленьких товарищей по несчастью. Нянечки и воспитатели работают сразу со всеми. Время общения один на один чрезвычайно дорого для ребенка, и психолог получает дополнительный бонус любви и доверия. Однако провести диагностику малыша стандартными методиками, которые используют дошкольные и школьные психологи, в возрастной категории первых трех лет жизни не так-то просто.

– Помоги зайчику, – предлагает Марина Сергеевна.

Создавая определенную ситуацию, она смотрит, как ведет себя в предложенной игре маленький человечек. Метод наблюдения используется в изучении ребенка при взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями, если таковые у малыша есть. Дети ведь очень разные, и опыт их коротенькой, но многострадальной жизни чрезвычайно непрост. Одни могут убегать от матери, вообще не идти с ней на контакт, другие, наоборот, несутся навстречу, едва увидев, и им сложно вновь расставаться с мамой и папой. Наличие чувства привязанности чрезвычайно важно. Если ребенок при поступлении в учреждение не стесняется чужих теть, ему все равно, кто его накормит и уложит спать, очевидно, что в доме сменяющееся количество взрослых было обычным фоном. Большие пьяные компании в неблагополучных семьях – рядовое явление. Если взаимосвязь с матерью была, дети, как правило, не принимают взрослых, плачут, забиваются в уголок кроватки. Они проходят тяжелый адаптационный период.

– Он вообще у меня не ест, не хочет идти на горшок, не хочет гулять, – рассказывают о состоянии такого малыша сотрудники.

В столь трудные моменты взрослые показывают одинокому ребенку его безопасность, дают ему больше тактильного контакта, если он позволяет, разговаривают с ним.

Понимают и переживают свою брошенность даже новорожденные младенцы. Травма утраты – одна из самых тяжелых психологических ран, которые остаются на всю жизнь. Смягчить ее – задача специалистов. В частности, много исследований на тему психологических травм в младенческом возрасте проводят сотрудники факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, где Марина Индукаева дважды повышала квалификацию, также она училась в Москве. Руководство Дома ребенка всегда выделяет средства на обучение сотрудников и приветствует их выступления перед коллегами из других городов. Об опыте организации в 2016 году и работе паллиативного отделения Дома ребенка томский психолог выступала с докладами на международной конференции в Минске и дважды в Москве. В декабре прошлого года в Истре знакомились с опытом организации работы с тяжелобольными детьми. Он важен в том числе и в работе с кровными родителями, которые далеко не всегда оставляют своего малыша навсегда.

Однажды в паллиативное отделение поступила новорожденная девочка с редким генетическим заболеванием – ихтиозом. Родители сначала отказались от нее, но спустя короткое время стали навещать. Марина Сергеевна много с ними работала, понимая, как трудно принять решение, ведь ребенок испытывает постоянный зуд, ему требуется уход за кожей и глазками. Мама переживала, справится ли. Поддержку нашли среди родственников и в социальных группах родителей детей с таким же заболеванием.

– Мама оказалась сильной, позволив себе погоревать, решила: это моя дочь, и я пойду с ней по жизни.

Такие профессиональные победы дорогого стоят. Но случаются и разочарования. Особенно шокируют возвраты детей. Несмотря на работу психолога с кровной матерью, некоторые малыши поступают из семьи не единожды. Случается, даже приемные родители приводят ребенка обратно буквально на второй-третий день – как-то такая «мать» привела девочку к воротам и оставила ее там без объяснений. И это несмотря на обязательные теперь школы приемных родителей, в которых кандидатам рассказывают обо всех подводных камнях и течениях детских несчастий.

– Я никогда не скрываю поведенческие особенности детей, кандидаты в курсе, если биологическая мать стоит на учете по психиатрическому диагнозу. Но все равно случается, что приемные семьи переоценивают свои силы, – говорит Марина Сергеевна. 

Командная работа

В рассказе о своей работе психолог подчеркивает многозадачность центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Решение проблем малышей, рожденных матерями в алкогольном или наркотическом дурмане, брошенных среди чужих людей или просто на улице, берут на себя специалисты разного профиля. В Доме ребенка трудятся дефектологи, логопеды, врачи-педиатры, массажисты, педагоги, воспитатели и нянечки. Доктора в таком учреждении – огромная сила. Некоторые дети поступают с видимым истощением, настоящей белково-энергетической недостаточностью, им требуется и знакомство с незнакомыми продуктами, и специализированные смеси, зачастую очень дорогие. Как-то врачи Дома ребенка выявили редкое заболевание – фенилкетонурию. При неправильном питании у такого малыша со временем может развиться умственная отсталость. К счастью, вовремя поставленный диагноз, грамотно составленный рацион и вовремя найденная прекрасная приемная мама позволили избежать несчастья. Сейчас этот парень учится уже в третьем классе по общеобразовательной программе.

– Радует, что наши дети выходят из учреждения чаще всего с положительной динамикой как физического, так и психологического развития, – говорит специалист.

В функции психолога также входят помощь и ответы на вопросы персонала. Чаще всего запросы, по ее словам, поступают от воспитателей. В основном это опытные сотрудники, которые умеют работать и с молчунами, и с агрессорами. Но случаются ситуации, когда требуется разъяснение поведения конкретного ребенка. Помощь также нужна и самим сотрудникам.

Вместе с психологом Еленой Викторовной Стрельниковой, которая работает в корпусе на ул. Карла Маркса, была проведена диагностика персонала, а после нее тренинг по профессиональному выгоранию, что стало полезным опытом его профилактики. Сейчас специалисты запланировали тренинг по взаимодействию воспитателей и медицинских работников. Сами психологи избегают профессионального выгорания благодаря смене деятельности. Несколько лет назад они стали замещать на время отпусков социальных педагогов, чей труд трудно переоценить. В их обязанности, в частности, входит работа с юридическими документами, выступления в судах, оформление личных дел. Елена Викторовна замещает Викторию Валерьевну Шпакову. Марина Сергеевна берет на себя обязанности Ольги Дмитриевны Климовой. Поэтому теперь опытные социальные педагоги получили возможность во время отпуска просто уехать, отключив на время телефон, чего ранее не могли себе позволить.

С большим теплом Марина Сергеевна отзывается о своих родителях, муже и детях. Она любит моменты, когда всей семьей они ездят путешествовать. Еще один вид отдыха – это книги. Так что психолог Дома ребенка однозначно из когорты тех счастливых людей, которые с удовольствием приходят на работу и с не меньшим удовольствием возвращаются вечером домой.