НИИ микрохирургии, которому в этом году исполняется тридцать лет, является одним из семи подобных институтов в мире. Пять – в США, один в Австралии и один в России – и не где-нибудь в столице, а в сибирском Томске. Можно твердо заверить, что «виноват» в славном факте его создания заслуженный врач России, профессор, президент АНО «НИИ микрохирургии» Владимир Байтингер с его умением ставить высокую цель, видеть перспективы развития и пробивной способностью. 

История

Торжественное открытие отделения реконструктивной и пластической микрохирургии состоялось 30 сентября 1994 года – в День Веры, Надежды и Любви и их матери Софии. Все началось в тяжелые времена многомесячных невыплат зарплат и тотального дефицита. Заведующий кафедрой оперативной хирургии Томского медицинского института Владимир Байтингер свел воедино несколько весомых соображений: тандем теории и практики. Ведь одно дело теоретические знания анатомии человека, которыми научные сотрудники и преподаватели кафедры владели блестяще. Другое – последовательность операций и практические навыки, которые нужно нарабатывать, нарабатывать, нарабатывать. Для проведения операций и мастер-классов в Томск приглашались самые известные врачи-хирурги, а наши доктора ездили на обу­чение к ним, получая знания и умения по принципу «из рук в руки». Особенный импульс на развитие отделения в НИИ микрохирургии оказала стажировка Владимира Байтингера в Институте микрохирургии им. Бернарда О’Брайена (Мельбурн, Австралия). После нее Владимир Федорович внедрил на девятом этаже ТОКБ не только австралийские технологии по лечению слоновости конечностей и раннему восстановлению функций реплантированных конечностей, но сам принцип организации работы института. 

Направления деятельности

АНО «НИИ микрохирургии» ведет все свойственные научным институтам направления: лечебное, научное, образовательное и издательское.

– Нас хорошо знают во всем мире, в том числе благодаря микрохирургическому саммиту, который мы проводим раз в два года среди старинных сводов Томского государственного университета, – говорит Владимир Байтингер.

Ближайший саммит планируется в дни юбилея – в сентябре 2024 года. Ожидается более двухсот гостей с докладами, готовятся показательные операции.

За годы существования НИИ микрохирургии здесь сменились пять поколений учеников Владимира Байтингера. Среди них десятки кандидатов медицинских наук и три доктора наук. Сотрудники ведут научные темы и принимают участие в различных конференциях. В НИИ также создан так называемый журнальный клуб, когда каждый сотрудник готовит доклад из новостей медицины. Прочесть одному человеку обо всем на свете невозможно, так что эта форма получения информации чрезвычайно полезна.

Д.м.н. Константин Селянинов, заместитель президента по лечебной работе, отвечает также за образовательное направление.

– Наша организация имеет образовательную лицензию, и мы ежемесячно принимаем докторов со всей страны на обучающие курсы по «Основам микрохирургии и лимфологии», а также организуем стажировки на рабочем месте, – поясняет Константин Владимирович.

За микроскопом врач-онколог отделения опухолей молочной железы НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Фарангиз Бердова.

– Я работаю онкологом-маммологом в институте Блохина и занимаюсь реконструкцией молочной железы, – говорит Фарангиз Караншоевна. – Я владею методом реконструкции свободным лоскутом, который часто используется в практике, и для дальнейшего профессионального развития начала учиться микрохирургии.

Заинтересовавшись темой, доктор приехала в Томск.

Фарангиз Бердова перечисляет, что обучение предполагает ее присутствие в операционной, работу на тренажерах, консультации коллег по поводу инструментария.

– Мне предоставлено всестороннее погружение, и я хочу использовать в своей оперативной практике все полученные знания и методики.

Научные работы сотрудников публикуются в журнале «Вопросы реконструктивной и пластической хирургии», который ежеквартально издается с 2001 года и входит в список ВАК. В одном из последних номеров, главной темой которого стали образовательные технологии в микрохирургии, представители тринадцати стран поделились своим опытом. А еще есть издание, полностью посвященное реконструкции кисти, в нем опубликованы статьи авторов из пятнадцати стран мира.

Полиграфическим качеством всех изданий также можно только гордиться. 

Руки-ноги целы

Конечно, ведущее место занимает лечебное направление. Специалисты НИИ микрохирургии проводят в год более 1200 операций. Всего за тридцать лет их было сделано более 20 тысяч.

Хирургия кисти

В 2015 году в Милане НИИ микрохирургии был аккредитован Европейской федерацией кистевых хирургов. А первая операция по реплантации кисти состоялась в июне 1996 года, как раз накануне Дня медицинского работника. Тезка Байтингера всю жизнь сам преподавал технику безопасности, но совершенно неожиданно отсек себе правую руку циркулярной пилой. Благо, мужчина не запаниковал, зажал рану и крикнул жене, чтобы положила в сумку отсеченную кисть.

Операция длилась почти сутки. Ее выполняли двумя бригадами: трудились все шесть хирургов отделения. Спустя год, пройдя курс реабилитации, обладатель правой руки уже мог даже орудовать сварочным аппаратом.

– Наш институт тогда очень поддерживал губернатор Виктор Кресс, можно сказать, наш институт наполовину состоялся благодаря его вниманию, – убежден Владимир Байтингер. – Когда Виктор Мельхиорович звонил, всегда интересовался: как там тот парень?

А этих «парней» за годы было так много…

Успех операции на кисти зависит от искусства врача-хирурга. Однако для полноценного функционирования не меньшую роль играет реабилитация. Ее ведет врач – кистевой терапевт Анна Анатольевна Лоскутова. Уже на следующий день после операции пациент начинает обучаться у нее приемам разработки кисти. Подход к каждому человеку по-настоящему индивидуален. Во-первых, под его руку изготавливается индивидуальный ортез из специального материала, привезенного из Бельгии. Во-вторых, Анна Анатольевна зачастую приглашается в операционную, чтобы лично увидеть нюансы проведенной операции и составить реабилитационный план. 

Бой слоновьей болезни! 
Хирургия лимфатических отеков\лимфедема\лимфостаз 

Лимфатическая система чрезвычайно сложно устроена. Если она дает сбой, организм страдает, а сам человек чувствует колоссальный дискомфорт. Наверное, все слышали о так называемой слоновьей болезни, когда рука или нога распухает настолько, что невозможно подобрать обувь, приходится шить одежду на заказ, порой лимфа вытекает сквозь кожу, но главное – это боль и депрессия от чувства неполноценности. Отеки из-за недоразвития лимфатических узлов могут возникать даже у детей. Иногда причиной становятся травмы или перенесенная инфекция. Однако большую долю занимают последствия перенесенных онкологических операций, когда для спасения жизни врачи-онкологи вынуждены полностью удалить лимфатические узлы. В связи с усилением внимания государства к раннему выявлению онкозаболеваний количество пациентов значительно увеличилось.

Помощь людям с лимфатическими отеками специалисты НИИ микрохирургии начали с 2006 года, когда во время стажировки в Париже были освоены технологии пересадки лимфатических лоскутов из паховой области в подмышечную. Однако со временем стало понятно, что существует более эффективный метод шунтирующих операций, автором которого является Исао Кошима. Он профессор Токийского университета и руководитель Международного центра лечения лимфедемы в университетском госпитале Хиросимы и четырежды приезжал в Томск с научными докладами и мастер-классами. Дважды побывал у него на стажировке в Японии Владимир Байтингер. Сейчас вместе с учителем это направление ведет к.м.н., врач-хирург Оксана Сергеевна Курочкина.

Доктора работают на лимфатических сосудах, размер которых менее одного миллиметра. Такого не делают практически нигде в стране. Между тем проблема остра: неслучайно после выступления Владимира Федоровича на федеральном канале в известной программе о здоровье телефоны раскалились добела.

Специалисты НИИ микрохирургии унифицировали японские технологии, а также они разрабатывают собственные. Для столь тонких операционных манипуляций в распоряжении врачей есть высококлассное оборудование, в частности, специальный аппарат УЗИ, способный видеть и форсировать сосуды для операции в разрешении 300-400 микрон. Более того, совместно с томскими учеными сейчас идет процесс создания лимфоскопа для визуализации лимфатических сосудов с помощью разных контрастных веществ. 

Дуга к эрекции
Реконструктивная микрохирургия периферических нервов и реиннервация органов и тканей 

Еще одним востребованным направлением является микрохирургия периферических нервов. Отвечает за это направление Андрей Байтингер, который начал осваивать технологии, позволяющие соединить нервные сплетения плеча или лицевого нерва, еще будучи студентом. Технологии, почерпанные во время стажировок в клиниках Бразилии, Индии, Германии и других стран, позволили предложить в сибирском Томске большой спектр медицинской помощи. И вновь основными пациентами, которым она требуется, становятся люди, перенесшие не только тяжелые травмы, аварии, но и онкологические операции. Зачастую при удалении опухолей неминуемо повреждение нервов, например, при удалении опухоли мозга порой случается паралич лица. Также у некоторых пациентов перестает чувствовать, видеть, становится непрозрачной и может потерять свою целостность в любой момент роговица глаза.

– Мы придумываем, как можно обойти преграду и провести нервные импульсы обходным путем, – поясняет Андрей Владимирович. – Для этого пересаживаем нервы, создаем новую дугу для прохождения нервного импульса, которой никогда не было, таким образом создается обходной путь.

На новый, 2023-й год один пациент получил настоящий подарок. После радикального удаления опухоли простаты у мужчины начались проблемы дисфункции эрекции. Как выяснилось, в ходе онкологической операции была повреждена нервная ткань в области полового органа. Однако пациент был еще достаточно молод, поэтому обратился за помощью в НИИ микрохирургии.

Это была совместная операция, в которой участвовали врач-хирург Андрей Байтингер и врач-онколог-уролог Андрей Гураль. В ходе нее был взят фрагмент нерва с ноги, который с помощью микрохирургической техники под медицинским микроскопом был «подключен» к половому органу.

В распоряжении врачей есть специальное оборудование, которое мониторирует кровоток в течение суток и все данные передаются онлайн. Однако пациенту было велено сообщить о восстановлении эрекции. Звонок поступил в пять утра.

Время, вперед!

Подобная операция прошла в России впервые. Она, как и многие другие, стала откликом на проблемы, с которыми в НИИ микрохирургии обращаются сами пациенты, а также на вызовы времени. Например, сейчас специалисты прорабатывают технологии, которые восстанавливают обоняние. У части людей оно так и не вернулось после перенесенной коронавирусной инфекции. В обороте клиники двадцать пять коек. Однако здесь практикуется концепция «фаст-трек» по принципу конвейерной скоростной хирургии. Так, при эндоскопической хирургии нервов одна операция занимает 8-10 минут, пациент сразу может идти домой, тогда как при проведении классической открытой операции ему пришлось бы провести в больнице несколько дней. Но некоторые объемы таковы, что всей командой нужно работать даже в выходной день.

– Недавно к нам поступил тяжелый пациент из зоны СВО: были повреждены ткани кожи и кости, сухожилия и суставы, – рассказывает Андрей Байтингер. – Мы собрались всем составом института, а также пригласили коллег из Новосибирска и Ярославля, чтобы сделать эту сложную операцию.

Военных, получивших ранения, они оперируют теперь ежедневно. И это тоже вызов времени.

А ко Дню защиты детей традиционно здесь снова пройдет Всероссийская акция помощи детям и взрослым с врожденными и приобретенными дефектами лица и конечностей «Улыбнись-2024». С 2000 года в рамках акции квалифицированную помощь получили более 1300 детей из разных регионов России. Специалисты института во главе с профессором Владимиром Байтингером совместно с докторами-волонтерами проведут бесплатные консультации всем обратившимся. 

Пациентам с дефектами лица и конечностей будут проведены высокотехнологичные операции по полису ОМС.