Новости здравоохранения региона

Капремонт детской поликлиники на Профсоюзной обошелся области в 51 млн рублей

Детская поликлиника на ул. Профсоюзной в Томске торжественно открылась сегодня, 21 декабря, и примет первых пациентов в ближайший понедельник, 26-го.

От имени губернатора врачей, медперсонал и жителей микрорайона поздравил его заместитель по соцполитике Чингис Акатаев.

«Обновленная поликлиника — замечательный подарок маленьким томичам, их родителям, бабушкам, дедушкам к Новому году, — сказал он. — Область вложила в капремонт и оборудование этого объекта больше 51 миллиона рублей. Это не первая и не последняя «социальная стройка» на Черемошниках: в 2015 году здесь заработал футбольный манеж, сегодня новое открытие, а в 2017-м на Трудовой будет построена новая школа на 1100 мест».

Замгубернатора отметил, что развитая социальная инфраструктура — один из факторов, положительно влияющих на рождаемость, а Томская область одна из немногих на протяжении десяти лет демонстрирует устойчивый демографический прирост.

Чингис Акатаев передал коллективу подарок от губернатора: сертификат на приобретение санитарного автотранспорта — двух легковых машин повышенной проходимости.

Инна Новикова, главврач детской горбольницы № 2, в структуру которой входит 2-я поликлиника на Профсоюзной, провела для гостей экскурсию по медучреждению: от новенькой регистратуры с колл-центром и индукционной системой «Исток» до кабинетов специалистов. Все оформлены в необычном для больницы дизайне: привычный белый цвет здесь дополнили розовый, салатовый и голубой.

В структуре поликлиники 13 педиатрических участков, кабинеты массажа, процедурный, прививочный, кабинеты функциональной диагностики и УЗИ, физиотерапевтический кабинет, комната здорового ребенка и клиническая лаборатория. Прием наряду с педиатрами ведут узкие специалисты: оториноларинголог, офтальмолог, логопед, инфекционист, кардиолог, эндокринолог, уролог, физиотерапевт, врач функциональной диагностики. Всего коллектив насчитывает 80 человек.

В «зону ответственности» обновленного медучреждения входят шесть школ и 13 детских садиков. Всего к поликлинике прикреплено 11 300 ребятишек, а это до 500 посещений в день. Ежегодно в микрорайоне прибавляется почти 1000 маленьких жителей.

Напомним, ремонт в поликлинике начался в апреле-мае 2015 года, специалисты принимали прикрепленное население на площадках других медучреждений.

В Единый день приёма граждан главные врачи медучреждений встретились с пациентами на «открытом приёме»

Общероссийский единый день приёма совпал с проведением ежеквартальных встреч  руководства больниц и поликлиник томского региона с пациентами в рамках проекта «Открытый приём». С вопросами и предложениями о возможности совершенствования организации медицинской помощи к главным врачам обратились около 80 человек.

Дополнительные встречи пациентов с руководством медучреждений были организованы Департаментом здравоохранения региона с целью улучшения качества медицинского обслуживания через налаживание механизма обратной связи с потребителями медуслуг.Пациенты районных медучреждений подняли тему ремонта и дополнительного оснащения оборудованием фельдшерско-акушерских пунктов. Томичи интересовались возможностью попасть на приём к узким специалистам в профильные медорганизации.

Такие встречи прошли в томской области уже во второй раз. Первый «открытый приём» состоялся в сентябре, тогда на встречу с главврачами пришли более 300 пациентов. Следующее мероприятие запланировано на март 2017 года.

Томская область удостоена диплома за качество и безопасность медицинской деятельности

Томская область получила диплом по результатам конкурса Росздравнадзора «За качество и безопасность медицинской деятельности» в номинации «Охват беременных комплексной перенатальной диагностикой».

Как сообщил начальник департамента здравоохранения Томской области Александр Холопов, эксперты Росздравнадзора оценивали регионы по 36 критериям, включая демографические показатели, эффективность систем профилактики и раннего выявления.

«Процент охвата беременных женщин пренатальной диагностикой в регионе по предварительным итогам 2016 года составил 99 % — это лучший показатель в Российской Федерации, — сказал Александр Холопов. — Кроме того, Томская область стала лидером по охвату пациентов с острым коронарным синдромом тромболизисом и ангиопластикой (67 % при нормативе 50-55 %) и проценту выявляемости больных со злокачественными новообразованиями на ранних стадиях — 64,4 %, в то время как в ряде регионов в пределах 40 %».

Диплом конкурса «За качество и безопасность медицинской деятельности» Александру Холопову руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко вручил в Москве, в рамках всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество».

 

«В будущем мы увеличим количество номинаций, чтобы оценивать не только деятельность органов здравоохранения субъектов, но и работу отдельных медицинских организаций», — подчеркнул он.

Проверки работы лечебных учреждений региона осуществляют отдел по контролю качества медицинской помощи и отдел организации оказания медицинской помощи областного департамента здравоохранения. Как они проводятся, мы расспросили главного специалиста – главного терапевта облздрава Оксану Новикову.

Все идет по плану

– Оксана Михайловна, для начала расскажите, пожалуйста, в какой форме осуществляются плановые проверки.

– Все проверки по экспертизе качества оказания медицинской помощи планируются в начале года. Составляется график медицинских организаций, в соответствии с которым в лечебные учреждения выезжает команда профильных специалистов – главный терапевт, главный педиатр, главный хирург и главный акушер-гинеколог, специалист из комитета лекарственного и качества оказания медицинской помощи. Каждый специалист ведет контроль своего профиля. Внимание направлено на своевременность оказания медицинской помощи, выполнение стандартов порядка оказания и оформление медицинской документации. В частности, я, как главный терапевт, поднимаю медицинские карты амбулаторных и стационарных пациентов, смотрю качество проведения согласно стандартам проведения помощи по заболеваниям, по которым оказывается помощь в стационаре терапевтического профиля.

По итогам проведенной проверки составляется акт, который направляется в медорганизацию для исключения выявленных недочетов. По истечении назначенного в акте срока проверяется выполнение. Если выявленные случаи требуют более глубокой экспертизы, то мы забираем медицинскую документацию и привлекаем профильных внештатных специалистов, например, главного врача-кардиолога, пульмонолога или гастроэнтеролога.

 Звонок сегодня – посещение завтра

– Понятно, что, ожидая плановой проверки, зная ее сроки, руководители медицинских организаций особенно тщательно готовят всю документацию, как говорится, «подчищают все хвосты». Но если приехать внезапно, может ли обнаружиться совершенно иная картина?

– Начну с того, что внеплановый контроль также осуществляется постоянно. Особенное внимание уделяется восьми нозологиям, выделенным в рамках программы снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, болезней желудочно-кишечного тракта, ДТП, младенческой смертности. Например, в такую жаркую погоду, как нынешним летом, увеличивается сезонное количество случаев заболеваемости пневмонией. Поэтому сейчас внимание акцентировано на этом диагнозе. Накануне посещения делается звонок в лечебное учреждение. Сегодня звоню – завтра еду. Утаить в такой промежуток времени ничего невозможно. Я смотрю истории болезни всех пациентов, находящихся в данный момент на лечении. Это может быть любая больница. Так, за последнее время внеплановые проверки прошли в Зырянском, Бакчарском, Шегарском районах, г. Асине. А город Томск курируется на постоянной основе. Мы посмотрели все учреждения, которые оказывают медицинскую помощь в порядке скорой помощи: это городская больница №3, МСЧ №2 и клиники СибГМУ. Основная наша цель заключается в том, чтобы помощь оказывалась вовремя и качественно. Чтобы пациенты из районных лечебных учреждений, если есть показания, своевременно переводились в областную клиническую больницу, а не оставались в медицинской организации, которая не может в своих рамках суженных диагностических возможностей поставить точный диагноз, по результатам которого назначить эффективное лечение.

 

Основные пункты

– Что выявляется при проверках?

– Первое, что бросается в глаза: люди очень поздно обращаются за медицинской помощью. Будь это горожане или живущие в селе – многие сначала лечатся дома самостоятельно. При домашнем самостоятельном лечении и неконтролируемом приеме, в том числе антибактериальных препаратов, может наступить ухудшение, на которое сам пациент не всегда вовремя обращает внимание. К сожалению, в некоторых случаях процесс заходит далеко, а позднее обращение за медицинской помощью влечет за собой необратимые последствия. Доктора при оказании максимальной помощи не всегда успевают помочь пациенту. Назначая себе терапию, никто не учитывает, что можно не попасть на тот возбудитель, на который необходимо воздействовать. Нет универсальных лекарств от простудных заболеваний!

Второе: если добросовестный пациент все-таки приходит в поликлинику с явлениями респираторной инфекции, со стороны доктора должна быть настороженность, что заболевание может вылиться в пневмонию. Когда смотришь амбулаторную карту, обязательно напоминаешь о том, чтобы проводили рентгенографию легких, назначали скрининговое исследование на пневмонию. По выявлению изменений – госпитализация. Бывает, пациент пришел, ему назначили лечение, а он не возвращается. А поликлиника не отслеживает, хотя именно такие пациенты могут потом, полечившись и даже почувствовав себя полегче, заболеть пневмонией. Это заболевание крайне коварно и опасно для жизни.

Несмотря на выработанный четкий алгоритм, выявляется несвоевременная маршрутизация пациента. Бывает, пациента необходимо перевезти в НИИ кардиологии или ОКБ, а его не переводят, потому что он сам не хочет ехать, предпочитая лечиться у себя в районной больнице. Однако случается недооценка клинического состояния у пациентов. В районе нет возможности провести дополнительные обследования. В результате недооценка всех клинических симптомов – и больной может вызвать уже большую тревогу, чем если бы его сразу отправили в специализированное медучреждение. Но хочу отметить, что сейчас подобных проблем становится все меньше и меньше. Врачи, если сами сомневаются, организовывают или выездную, или онлайновую консультацию со специалистами Томской ОКБ или клиник СибГМУ, в которых развита телемедицина.

 

Новые методики лично в руки

– Проверка – это надзор или помощь?

– Визиты специалистов стимулируют докторов на более качественную организацию труда. Поскольку посещения лечебных учреждений носят не разовый, а периодический характер, врачи знают, что их деятельность под контролем. Те же карты заполняются более методично. Да и пациенты видят, что их не забывают.

Более того, главные врачи теперь даже сами звонят и просят приехать, потому что кроме контроля со стороны облздрава оказывается методическая помощь. Я постоянно привожу с собой определенный пакет документов для практикующих врачей. У них не всегда есть время посмотреть новые статьи, методические рекомендации, новые стандарты оказания помощи. Мы акцентируем внимание на определенных моментах. Я не только смотрю документацию, но также всегда выхожу в отделения, общаюсь с докторами, которым потом адресно присылаю пакет статей на электронную почту. Конечно, все новые указания мы направляем в медучреждения, но раньше они не всегда доходили до тех конкретных лиц, которым эти методические рекомендации предназначаются. Оставляю телефоны врачам, чтобы они знали, что мы можем помочь при любом затруднении: собрать консилиум с внештатными специалистами для исключения или выявления ряда заболеваний.

Этот год моей работы максимально приближен к практикующей медицине. Когда знаешь лично каждое учреждение и понимаешь, чем помочь, что пересмотреть, рождаются новые идеи и возникают общие тенденции. А врачи понимают, что облздрав – не только надзирательный орган, а хорошая возможность обратиться за помощью.