Проверки работы лечебных учреждений региона осуществляют отдел по контролю качества медицинской помощи и отдел организации оказания медицинской помощи областного департамента здравоохранения. Как они проводятся, мы расспросили главного специалиста – главного терапевта облздрава Оксану Новикову.

Все идет по плану

– Оксана Михайловна, для начала расскажите, пожалуйста, в какой форме осуществляются плановые проверки.

– Все проверки по экспертизе качества оказания медицинской помощи планируются в начале года. Составляется график медицинских организаций, в соответствии с которым в лечебные учреждения выезжает команда профильных специалистов – главный терапевт, главный педиатр, главный хирург и главный акушер-гинеколог, специалист из комитета лекарственного и качества оказания медицинской помощи. Каждый специалист ведет контроль своего профиля. Внимание направлено на своевременность оказания медицинской помощи, выполнение стандартов порядка оказания и оформление медицинской документации. В частности, я, как главный терапевт, поднимаю медицинские карты амбулаторных и стационарных пациентов, смотрю качество проведения согласно стандартам проведения помощи по заболеваниям, по которым оказывается помощь в стационаре терапевтического профиля.

По итогам проведенной проверки составляется акт, который направляется в медорганизацию для исключения выявленных недочетов. По истечении назначенного в акте срока проверяется выполнение. Если выявленные случаи требуют более глубокой экспертизы, то мы забираем медицинскую документацию и привлекаем профильных внештатных специалистов, например, главного врача-кардиолога, пульмонолога или гастроэнтеролога.

 Звонок сегодня – посещение завтра

– Понятно, что, ожидая плановой проверки, зная ее сроки, руководители медицинских организаций особенно тщательно готовят всю документацию, как говорится, «подчищают все хвосты». Но если приехать внезапно, может ли обнаружиться совершенно иная картина?

– Начну с того, что внеплановый контроль также осуществляется постоянно. Особенное внимание уделяется восьми нозологиям, выделенным в рамках программы снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, болезней желудочно-кишечного тракта, ДТП, младенческой смертности. Например, в такую жаркую погоду, как нынешним летом, увеличивается сезонное количество случаев заболеваемости пневмонией. Поэтому сейчас внимание акцентировано на этом диагнозе. Накануне посещения делается звонок в лечебное учреждение. Сегодня звоню – завтра еду. Утаить в такой промежуток времени ничего невозможно. Я смотрю истории болезни всех пациентов, находящихся в данный момент на лечении. Это может быть любая больница. Так, за последнее время внеплановые проверки прошли в Зырянском, Бакчарском, Шегарском районах, г. Асине. А город Томск курируется на постоянной основе. Мы посмотрели все учреждения, которые оказывают медицинскую помощь в порядке скорой помощи: это городская больница №3, МСЧ №2 и клиники СибГМУ. Основная наша цель заключается в том, чтобы помощь оказывалась вовремя и качественно. Чтобы пациенты из районных лечебных учреждений, если есть показания, своевременно переводились в областную клиническую больницу, а не оставались в медицинской организации, которая не может в своих рамках суженных диагностических возможностей поставить точный диагноз, по результатам которого назначить эффективное лечение.

 

Основные пункты

– Что выявляется при проверках?

– Первое, что бросается в глаза: люди очень поздно обращаются за медицинской помощью. Будь это горожане или живущие в селе – многие сначала лечатся дома самостоятельно. При домашнем самостоятельном лечении и неконтролируемом приеме, в том числе антибактериальных препаратов, может наступить ухудшение, на которое сам пациент не всегда вовремя обращает внимание. К сожалению, в некоторых случаях процесс заходит далеко, а позднее обращение за медицинской помощью влечет за собой необратимые последствия. Доктора при оказании максимальной помощи не всегда успевают помочь пациенту. Назначая себе терапию, никто не учитывает, что можно не попасть на тот возбудитель, на который необходимо воздействовать. Нет универсальных лекарств от простудных заболеваний!

Второе: если добросовестный пациент все-таки приходит в поликлинику с явлениями респираторной инфекции, со стороны доктора должна быть настороженность, что заболевание может вылиться в пневмонию. Когда смотришь амбулаторную карту, обязательно напоминаешь о том, чтобы проводили рентгенографию легких, назначали скрининговое исследование на пневмонию. По выявлению изменений – госпитализация. Бывает, пациент пришел, ему назначили лечение, а он не возвращается. А поликлиника не отслеживает, хотя именно такие пациенты могут потом, полечившись и даже почувствовав себя полегче, заболеть пневмонией. Это заболевание крайне коварно и опасно для жизни.

Несмотря на выработанный четкий алгоритм, выявляется несвоевременная маршрутизация пациента. Бывает, пациента необходимо перевезти в НИИ кардиологии или ОКБ, а его не переводят, потому что он сам не хочет ехать, предпочитая лечиться у себя в районной больнице. Однако случается недооценка клинического состояния у пациентов. В районе нет возможности провести дополнительные обследования. В результате недооценка всех клинических симптомов – и больной может вызвать уже большую тревогу, чем если бы его сразу отправили в специализированное медучреждение. Но хочу отметить, что сейчас подобных проблем становится все меньше и меньше. Врачи, если сами сомневаются, организовывают или выездную, или онлайновую консультацию со специалистами Томской ОКБ или клиник СибГМУ, в которых развита телемедицина.

 

Новые методики лично в руки

– Проверка – это надзор или помощь?

– Визиты специалистов стимулируют докторов на более качественную организацию труда. Поскольку посещения лечебных учреждений носят не разовый, а периодический характер, врачи знают, что их деятельность под контролем. Те же карты заполняются более методично. Да и пациенты видят, что их не забывают.

Более того, главные врачи теперь даже сами звонят и просят приехать, потому что кроме контроля со стороны облздрава оказывается методическая помощь. Я постоянно привожу с собой определенный пакет документов для практикующих врачей. У них не всегда есть время посмотреть новые статьи, методические рекомендации, новые стандарты оказания помощи. Мы акцентируем внимание на определенных моментах. Я не только смотрю документацию, но также всегда выхожу в отделения, общаюсь с докторами, которым потом адресно присылаю пакет статей на электронную почту. Конечно, все новые указания мы направляем в медучреждения, но раньше они не всегда доходили до тех конкретных лиц, которым эти методические рекомендации предназначаются. Оставляю телефоны врачам, чтобы они знали, что мы можем помочь при любом затруднении: собрать консилиум с внештатными специалистами для исключения или выявления ряда заболеваний.

Этот год моей работы максимально приближен к практикующей медицине. Когда знаешь лично каждое учреждение и понимаешь, чем помочь, что пересмотреть, рождаются новые идеи и возникают общие тенденции. А врачи понимают, что облздрав – не только надзирательный орган, а хорошая возможность обратиться за помощью.