Врач­ травматолог-­ортопед больницы скорой медицинской помощи Александр Попов в профессии уже двенадцать лет. Он признается, что не помнит первого пациента, которому самостоятельно делал операцию. Что, впрочем, немудрено. В самом крупном в стране отделении травматологии, рассчитанном на сто коек, ежегодно проводится более трех тысяч операций. Зато самого Александра Попова люди, которым он помог, помнят очень хорошо.

Они написали огромное количество добрых слов об Александре Владимировиче в адрес социальной акции «Спасибо доктору», организованной региональным Центром медицинской и фармацевтической информации при поддержке администрации Томской области, департамента здравоохранения Томской области и региональной Медицинской палаты. Каждая благодарность учитывалась при подсчете голосов. Александр Попов одержал в номинации «Народный доктор» внушительную победу.

– Для меня это звание стало приятной неожиданностью, – признается врач-травматолог-ортопед. – Ведь в больнице скорой помощи пациенты оказываются с настоящей и порой неожиданной бедой, потому тем более ценно получить такое высокое общественное признание нашей работы.

«Наша работа» – сквозная тема традиционного интервью с победителем акции «Спасибо доктору». «Народный доктор-2019» рассказал не столько о себе, сколько о командной деятельности, направленной на спасение людей.

Выбор специальности, содержанием которой стало спасение и максимально возможное дальнейшее качество жизни человека, был сделан Александром Поповым на третьем курсе СибГМУ. Во время прохождения практики в отделении травматологии горбольницы № 1 он понял, что эта часть медицины особенно привлекательна для него  обилием практики, но требует теоретических знаний, заставляет  много читать и думать. Александр остался работать постовым медбратом, в свободное время дежурил, практиковался зашивать раны, смотрел много операций и учился у старших коллег.

-Я бы советовал молодым врачам пройти школу скорой помощи, потому что в ней широкое разнообразие возможностей для познания профессии, – говорит доктор.

Несмотря на свои тридцать три года,  Александр Попов не считает себя молодым врачом. «Все прошло на моем веку», – мог бы сказать специалист с сединами на висках. Однако действительно, за годы врачебной деятельности «народного доктора», которая началась в 2008 году, томская травматология изменилась до неузнаваемости.

 Глобальные изменения

«Травмочка» –  ласково называли здание на Красноармейской в утешение себе и родственникам, оказавшимся в больничной палате, и с уважением к чудесникам-докторам. Врачи-травматологи с помощью допотопных инструментов и материалов делали все возможное: накладывали большие и сложные гипсовые повязки, выпиливали недостающие фрагментики костей пациентов, попавших в драку, под машину или неудачно поскользнувшихся на томском гололеде. Но старинное здание настолько явно нуждалось в капитальном ремонте, что в 2010 году проблема была решена великим переселением. БСМП часто обозначают как «бывшая железнодорожная». От первой горбольницы тоже остались название ближайшей остановки и неизгладимый след в народной памяти.

– У нас были свои сложности привыкания к работе в новых условиях, но не к комфорту, который создан в учреждении, – вспоминает Александр Владимирович. –  На Красноармейской мы были исключительно травматологией, а здесь целый комплекс медицинской помощи: есть и терапия, и неврология.

Переезд совпал с реализацией федеральной программы «Модернизация», по которой произошло мощное оснащение всех лечебных учреждений страны. Закупленное  для больницы скорой медицинской помощи оборудование работает и сейчас. Использование новых технологий и качественных материалов стало самым положительным образом отражаться на результатах работы. Изменился характер операций, ускорился процесс выздоровления пациентов. Александр Попов подчеркивает, что девяносто процентов  отводится эндоскопическим операциям, щадящим организм и ведущим к быстрому заживлению. Своевременность оказания медицинской помощи обеспечена наличием всех необходимых расходных материалов. А система ОМС исключила долгие ожидания оформления квоты.

– Все современные технологии сводятся к тому, чтобы люди работоспособного возраста как можно быстрее возвращались к обычной жизни, а для пожилых людей речь идет о спасении жизни как таковой и ее дальнейшем качестве, – говорит доктор.

С 2011 года в Томской области началась реализация региональной программы  «Оказание неотложной травматологической помощи лицам пожилого возраста с переломами проксимальных отделов бедренной кости». Перелом шейки бедра перестал быть для старшего поколения приговором, как было раньше. Сейчас в сломанную кость устанавливаются специальные пластины из материалов, которые выдерживают нагрузку массы тела. После оперативного вмешательства пожилой человек почти сразу начинает ходить с помощью ходунков и при поддержке родственников. Это главная победа, потому что при отсутствии движения и вертикального положения развиваются проблемы сердечно-сосудистой системы и начинаются осложнения со стороны легких.

– Я испытываю профессиональную радость, когда пациент становится участником процесса восстановления, когда он не лежит в страхе пошевелиться, а стремится выполнять все рекомендации, – признается Александр Владимирович.

 На европейском уровне

На стене ординаторской разместилась европейская классификация, которая понятна всем травматологам мира. Александр Попов, как большинство его коллег, постоянно повышает образовательный уровень. Он состоит членом международной ассоциации травматологов-ортопедов AOTRAUMA – одного из самых уважаемых и активно действующих медицинских сообществ в мире. Также Александр Владимирович является преподавателем Российского подразделения AOTraumaRussia. В его профессиональном багаже – стажировки по ортопедии и спортивной медицине в Австрии, Франции и Швейцарии. Например, сразу после получения диплома, свидетельствующего о звании «народного доктора-2019», он уехал в Вену, где прослушал курс, принял участие в дискуссии и разборе клинических случаев, которые проходили в анатомическом зале университетской клиники Австрии. Выход в международное медицинское сообщество привело к тому, что работа специалистов БСМП мало отличается от той, что можно видеть в зарубежных сериалах о врачах. Здесь так же четко поставлен пошаговый процесс спасения пациента, так как практически первыми в стране томские травматологи внедрили в свою работу систему протоколов, отработанных в европейских клиниках.

«Столкнулись две иномарки и грузовик»; «водитель не справился с управлением и въехал в столб...» – сейчас, к сожалению, сводками ГИБДД никого не удивить. Они могли бы стать привычными, если бы за каждым из сообщений не стояла чья-то жизнь. Тридцать процентов поступающих в БСМП – это тяжелые политравмированные пациенты, и именно командная работа позволяет быстро и правильно принимать решение первоочередности задач по спасению человека.

Прием пациентов в клинике разделен на два потока: экстренная и плановая помощь. Плановые операции Александр Владимирович стал делать через несколько лет, пройдя этапы экстренных и получив мануальные навыки.

– В этой профессии необходимо одновременно уметь работать руками и понимать, что ты делаешь, какой именно перелом и как его надо зафиксировать. 

Коллегами из международных организаций русскоговорящие врачи-травматологи признаются как специалисты, сильные практическими навыками. В Европе нет столько происшествий.

Но мы так и не дождались от Александра Владимировича тех случаев, на которые можно было бы нанизывать журналистские бусы. Он признается, что помнит только тех пациентов, кого не удалось спасти, а это грустная тема. И привыкнуть к ней невозможно, хоть и  выработаны навыки психологического понимания, что это часть его работы.

Пока мы брали интервью, доктор постоянно получал звонки и сообщения.

Александр Владимирович показал чат, в котором коллеги передают снимки и информацию о состоянии пациентов. Специалист выходит на дежурство, зная, что произошло за время его отдыха.

А вот отдыхать он почти и не отдыхает. Если есть возможность, старается с семьей уехать на природу. Увлекается горными лыжами. Пару раз в год выезжает на охоту.

– Раньше с отцом и братом мы ездили в выходные на автобусе в лес в любой мороз и проверяли капканы и силки, – вспоминает доктор.

Теперь с отцом – врачом-травматологом-ортопедом высшей категории Северской клинической больницы Владимиром Петровичем Поповым – они говорят о работе, обсуждают сложные клинические случаи. А брат стал экономистом.

 – Наверное, более практичная профессия?

– Врач-травматолог без работы никогда не останется, – ответил Александр Владимирович.