Ребенку требуется операция! Тревожный вердикт вводит в шоковое состояние любую маму. Врач высшей категории, заведующий хирургическим отделением больницы скорой медицинской помощи №2 Владимир Погорелко, прежде чем приступить к операции, всегда находит контакт с ребенком и его родителями.

– Между врачом и пациентом обязательно должно быть доверие, – убежден доктор.

Хирург со светлой головой и золотыми руками – так отзываются о Владимире Григорьевиче родители, чьи дети оказались на операционном столе. Специалист высокого класса, добрый и чувствующий человек – самыми превосходными отзывами пестрят сайты. Количество пролеченных пациентов, конечно, назвать трудно, ведь Владимир Григорьевич работает в детской больнице на ул. Олега Кошевого вот уже двадцать лет...

Погружение в специальность

Его детство прошло в Казахстане, в д. Кравцово Кустанайской области. Летом в отпуск в деревню приезжали из Томска братья Слизовские. Григорий, Владимир и Николай – в ту пору молодые врачи-педиатры – много говорили между собой о медицине. А их двоюродный братишка Вова становился вольным и невольным свидетелем профессиональных бесед. Тогда шестиклассник по-детски мечтал о необыкновенном будущем: особенно нравилась ему работа на железной дороге, которой посвятил себя отец. Увлеченность старших братьев зародила мысль: как это здорово своими знаниями и умениями реально помогать людям!

К девятому классу Владимир окончательно созрел до желания учиться на детского врача, и обязательно в сибирском студенческом городе.

Надежде Тимофеевне и Григорию Николаевичу наверняка было тяжело отпускать от себя младшего сына. Владимир Погорелко искренне благодарен родителям за понимание, за их мудрое «да» в ответ своему племяннику Владимиру Слизовскому, который заверил, что берет на себя полную ответственность.

– Мои двоюродные братья всегда были для меня ориентиром, и я до сих пор советуюсь с ними по многим вопросам, – признается Владимир Григорьевич.

В отличие от множества первокурсников, он четко знал, что хочет стать именно детским врачом-хирургом, и целенаправленно поступил на педиатрический факультет Томского мединститута. Погружение в специальность начал с кружка по хирургии и дежурств в детской больнице на ул. Олега Кошевого, где работает до сей поры. Врачи-наставники распознали в студенте с пытливым умом своего будущего коллегу. Учась на четвертом курсе, парень уже ассистировал на операциях.

Это случилось совершенно неожиданно. Мальчика-подростка готовили к аппендэктомии. Вдруг старший дежурный хирург предложил Владимиру начать операцию самостоятельно. Одно дело – наблюдать операцию со стороны, подавать инструменты. Другое – взять скальпель и самостоятельно рассечь мягкие ткани…

Первые движения были чрезвычайно волнительными!

– А потом все как-то пошло само собой, – вспоминает Владимир Григорьевич. – Мой мудрый старший руководитель наблюдал и сделал все, чтобы я довел эту операцию до конца.

После последнего стежка четверокурсник почувствовал себя самым счастливым человеком на свете. «Все получилось!» синтезировалось в крепкое осознание: «Продолжение следует!».

Он вел своего первого пациента до самой выписки. Потом операции начали прирастать. По окончании шестого курса Владимир Погорелко поступил в интернатуру по детской хирургии и был принят врачом в штат детской больницы в 2002 году.

– Я с огромным уважением отношусь к моим учителям – врачам-хирургам. Меня учили работать  руками, а еще важнее – думать головой Г.В. Слизовский, Н.М. Морозов, В.Г. Осипкин, В.А. Ведерников, Н.М. Кравченко, А.В. Караваев, Д.А.Балаганский и другие опытные хирурги.

 

Минимум травм - максимум пользы

Теперь Владимир Григорьевич сам преподает студентам на кафедре детской хирургии. Она базируется в больнице, в том числе и в отделении, которым Владимир Погорелко руководит с 2015 года. Своим ученикам он рассказывает: нет прирожденных хирургов. Чтобы делать красивые операции, нужно много и упорно учиться. Красота – не просто аккуратненький шовчик. Тем более, чтобы вырезать аппендикс тому мальчику, сегодня не пришлось бы брать скальпель. Практически все аппендэктомии в БСМП №2 выполняются лапароскопическим методом из трех проколов. Каждый менее сантиметра и заживает практически бесследно. При перитоните раньше разрезалась вся брюшная полость, теперь ее санация и дренаж проводятся через те же три прокола. Преимущество минимума травматизации заключается даже не в косметическом эффекте, хотя и это важно, особенно для будущих женщин. Любой разрез – боль, перевязки и долгий постельный режим. Ребенок, которому лапароскопическая операция сделана утром, вечером уже может ходить.

– Активизация пациента – очень важный процесс, ведущий к выздоровлению, – подчеркивает доктор.

Пионером внедрения в детскую хирургию лапароскопических методов хирургии стал главный врач БСМП №2 Андрей Караваев. Одним из молодых хирургов, который первым их осваивал, проходя многочисленные курсы повышения квалификации в разных городах страны, был Владимир Погорелко. В 2008 году по возвращении доктора из Москвы руководство больницы позволило ему практически сразу провести эндоскопическую операцию по устранению диафрагмальной грыжи. Эффект по сравнению с травматичным традиционным методом превзошел все ожидания. С тех пор это заболевание оперируется только малоинвазивным методом.

Красивой у хирургов считается операция, проведенная без суеты и лишних движений, ровно по протоколу. Однако организм человека индивидуален. В любой момент что-то может пойти не по плану. Чем опытнее хирург, чем более у него развиты навыки и интуиция, тем с большим достоинством он выйдет из самого трудного положения.

Однажды нашего героя вызвали на тяжелую травму с массивным кровотечением. Подростку в драке нанесено ножевое ранение в живот. Оказалось, у пациента насквозь проткнута селезенка.

 Чаще всего в таких случаях удаляют орган полностью. Но на момент операции у врачей в наличии было хорошее гемостатическое вещество, которым Владимир Погорелко решил закрыть рану и сохранить селезенку. Поставили для контроля дренаж, кровь остановилась.

– И пациент со своей целенькой селезенкой через пару недель ушел домой на своих ногах! – победно завершает рассказ доктор.

Своим младшим коллегам и студентам Владимир Григорьевич советует, прежде чем делать операцию, тщательно обдумать наиболее благоприятные сроки и условия ее выполнения.

 – Польза всегда должна превалировать над рисками, – убежден врач-хирург.

 

Ежедневно и всю жизнь

По скорой помощи ежедневно обращается около 50 пациентов – от новорожденных до 18 лет. В хирургическое отделение госпитализируется в среднем десять детей. Плюс с понедельника по пятницу идут плановые госпитализации и операции. Абдоминальная хирургия, торакальная хирургия, колонопроктология, заболевания мягких тканей и костей, травмы, ожоги – и это далеко не полный перечень заболеваний, которыми приходится заниматься врачам-хирургам БСМП №2. С созданием перинатального центра умножилось количество спасенных недоношенных детей. Вес некоторых не достигает и килограмма. Как своими большими руками творит спасение таких малышей мужчина-хирург? Эта тайна остается в операционной.

– В нашей больнице все энтузиасты своего дела, другие здесь не задерживаются, мне очень приятно и комфортно работать с такими людьми. Огромное спасибо за профессионализм, доверие и надежность всем врачам хирургического отделения: Н.И.Трохимчуку, М.А. Зыковой, А.Б. Юшмановой, А.С. Поломошнову, О.В. Махинько.

Командно они спасали череду малышей, которые глотали цветные игрушки с магнитами. Магниты проходили в кишечник, там слипались магнитным полем, и в результате образовывались отверстия в кишечнике, через которые в брюшную полость протекало содержимое желудочно-кишечного тракта.

– К счастью, всех пациентов удалось спасти, но вытаскивали мы их всей больницей, собирали консилиумы, день и ночь трудилась наша реанимация!

Тяжелые случаи, когда приходится действовать нестандартно, помнит каждый хирург. Сравнительно недавно Владимир Погорелко оперировал пациента, у которого желудок ушел в плевральную полость, и там возникло его защемление.

– Мы вернули орган на место, зашили дефект диафрагмы, но случилось острое расширение желудка. Отсутствовала перистальтика, и мы давали ребенку медикаментозные препараты, проводили декомпрессию через желудочный зонд, но тоже справились.

Было бы неправдой говорить об одних успехах. К сожалению, профессия хирурга не обходится без самых печальных исходов.

– Я переношу очень тяжело и больно, если ребенка не удается спасти. Говорят, это неправильно, но я так и не научился не пропускать эту боль через собственное сердце. Каждый раз перечитываю литературу и анализирую.

Он много учится в лучших клиниках страны, на конгрессах и мастер-классах. Администрация больницы всячески поддерживает такие инициативы.

 

Любимая семья

Понимание Владимир Гри­горь­евич находит и в семье.

– Моя жена Наталия Анатоль­евна – как жена офицера, и спасибо ей огромное за великое терпение!

Он любит семью, но мало бывает дома. Поэтому дочь Настя, мечтая о медицинском, не склонна к выбору именно хирургической специальности. Сын Вова пока просто хорошо учится. Бывает, отцу приходится ехать в больницу вне плана, иногда даже из-за праздничного стола. Все семейные понимают: дело есть дело, значит, кому-то нужна помощь.

Во время операции хирурга поглощает полная сосредоточенность. И только выйдя из операционной после нескольких часов мыслительного процесса и физического долгостояния, он вдруг чувствует: как же я устал…

Восстановлению помогают русская баня и активный отдых.

Семья освоила горные лыжи. Летом вместе с детьми – велосипеды и ролики. Доктор с интересом походил в секции по метанию ножей и стрельбе из лука. Есть у него мечта отправиться в горы, тем более сын немного занимается скалолазанием, и отец иногда составляет ему компанию.

– Вдохновителем нашего активного образа жизни является моя любимая жена Наталия, прекрасная мама наших детишек, – улыбается глава семейства. – Сейчас мы вместе ходим на занятия по большому теннису.

 Владимир Погорелко с удовольствием помогает родне что-нибудь построить или вскопать в огороде, но свою дачу не заводит из-за дефицита свободного времени. Операции, заведование отделением, преподавание. А еще нужно дописать диссертацию и иногда съездить на очередное повышение квалификации, на симпозиум… Кстати, знаете, какой сувенир врач-хирург высшей квалификации Владимир Погорелко привозит из командировок? Симпатичные тапочки. Сейчас они у него салатового цвета: очень нравятся маленьким пациентам и подходят в тон кафеля одной из операционной больницы на Олега Кошевого.