В течение всего 2018 года велась подготовка  к стандартизации организации работы поликлиник Томской области.

-Стандарт – это свод правил, по которым мы, начиная с 2019 года, планируем организацию амбулаторной помощи на территории региона, – поясняет первый заместитель начальника департамента здравоохранения Вадим Бойков. – Распоряжением департамента стандарт подлежит обязательному исполнению.

 

На столе Вадима Андреевича многостраничный том документа, состоящего из 14 разделов, в котором прописаны общие правила организации работы для всех поликлиник. 

При введении обязательных стандартов будут внедряться единые подходы к организации деятельности учреждения, вне зависимости, занимает оно многоэтажное здание или расположено на первом этаже жилого дома. Конечно, расширить узкий коридор физически невозможно, но место, где можно помыть малыша или перепеленать его, попить воды из фонтанчика или кулера, должно быть предусмотрено буквально в каждой поликлинике. И это только малая толика заложенных в официальное слово «стандарт»  примеров заботы о пациентах.

– В стандарте организации медицинской помощи на 80 процентов заложены лучшие практики, которые уже освоены отдельными учреждениями, – поясняет Вадим Андреевич. – Они выявлены  и собраны в единый документ, постулаты которого распоряжением департамента будут внедряться во всех поликлиниках. В основу стандартов заложены, а частности, наработки проектов «Входная группа» и «Бережливая поликлиника».

Однако жизнь показывает, что даже отлаженная система дает сбой, например, при рокировке кадров, отвечающих за определенный участок работы.  Чтобы этого не случилось, должна работать четкая, понятная и прозрачная для всех система контроля. Главный врач не может контролировать каждый шаг всех подразделений, например регистратуры, где при смене сотрудника вновь начинают возникать очереди, или недовольство работой гардеробщицы. Стандарт – это  обязательная система многоуровневого контроля, его требования едины, вне зависимости от того, кто руководит тем или иным отделением или всей медицинской организацией в данный момент.

Сегодня в департаменте заканчиваются защиты стандартов главными врачами. Пошагово разбирается каждый тонкий момент, совместно ищутся возможные пути решения с учетом индивидуальных условий поликлиники.  Руководитель рассказывает, как поэтапно будут внедряться все положения, а также говорит о своих проблемах.

Например, по стандартным требованиям в каждом лечебном учреждении должны быть разработаны соответствующими специалистами навигационные таблички, но в ходе защиты главный врач сообщает, что со времени их предыдущей замены не прошло еще и года. Стороны договариваются о том, что внедрение в работу этого раздела стандарта переносится на время следующей плановой замены табличек.

Стандарт создавался не для освоения дополнительного финансирования. Задача этого управленческого решения –  заставить эффективно и понятно для всех работать уже имеющиеся ресурсы. При этом процесс внедрения планируется осуществлять планомерно: в марте должна быть приведена в соответствие со стандартом работа регистратур, к маю должны быть выполнены требования по обучению персонала, в том числе по этике и  деонтологии (правилам и нормам взаимодействия врачей с коллегами и пациентами), и так далее. Полностью внедрение стандартизации работы поликлинических учреждений планируется завершить в начале 2020 года, но и на этом процесс совершенствования организации работы поликлиник останавливаться не будет.