Сорок лет миновало  со дня появления в трудовой книжке Владимира Сальникова записи о назначении его на должность главного врача Томской областной детской больницы.

Четыре десятилетия Владимир Алексеевич возглавлял учреждение, которое за эти годы выросло из деревянного терема с десятью врачами в штате до крупного медицинского центра в двух зданиях, где детей лечат высококвалифицированные специалисты и где базируется кафедра факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета СибГМУ.

Между двумя мартовскими днями  с промежутком в сорок лет лежит целая историческая эпоха. Весь этот период можно сравнить с прыжком с трамплина: с разгоном, уходом в отрыв, полетом и приземлением.

Конечно, этот образ не случаен. Известно, что заслуженный врач России Владимир Сальников в пятьдесят лет вернулся в спорт и стал чемпионом мира по прыжкам с трамплина среди ветеранов.  И как спортсмен скажет, что для результативного приземления важна каждая фаза. Но драгоценнее всего, наверное, – это проживание чувств во время самого полета и управления его процессом.

16 марта в зале областной детской поликлиники царила теплая атмосфера признательности главному врачу Владимиру Сальникову. Он провел последнюю свою планерку, на которой подвел итоги сделанного за сорок лет руководства.  Потом звучали добрые слова коллег и всем коллективом был спет гимн больницы. Его когда­то за одну ночь к одному из профессиональных конкурсов написал сам главный врач. Стихотворные шуточные строки в выступлениях перемежались общими искренними слезами. Даже постороннему наблюдателю было понятно, что все эти годы прожиты правильно. Создан прекрасный коллектив. Есть материальная база. А главное, исцеляются дети.

Начало начал

Когда-то в детстве у спортивного Володи Сальникова при медосмотре выявили повышенное давление. Заслуженный врач России сегодня вспоминает картину, как он, тогда совсем еще пацан, лежит на кушетке, а на коленях перед ним стоит академик Дмитрий Дмитриевич Яблоков и внимательно слушает его с помощью фонендоскопа. Этот случай произвел на парня огромное впечатление. А его ежедневное общение с тренером по прыжкам с трамплина и врачом по образованию Сергеем Кузнецовым определило однозначный выбор по окончании в 1965 году средней школы. Владимир Сальников поступил в Томский мединститут на педиатрический факультет, потому что, по его же словам, более правдивых и откровенных пациентов, чем дети, не бывает.

Уехав, как было принято в советские времена, по распределению в Пермскую область, молодой доктор уже спустя два месяца был назначен заведующим отделением на 70 коек больницы шахтерского города Губаха. Этот опыт пригодился Владимиру Сальникову по возвращении через три года в Томск.

Бывшая усадьба губернского инженера и епархиального архитектора Станислава Хомича после его отъезда из города и революции переходила из рук в руки. Кстати, в одной из квартир этой исторической постройки на ул. Белинского, 19, жил когда-то и Дмитрий Яблоков, подтверждая популярное мнение, что Томск – город маленький. В 1974 году, когда сюда пришел устраиваться на работу Владимир Сальников, в здании располагалась областная детская больница на 50 коек.

Он любил работать со сложными случаями и даже специально брал дежурства в пятницу, когда из области шло наибольшее поступление маленьких пациентов. В 1976 году Сальников приобрел специальность врача-окулиста, однако поработать по ней практически не успел, потому что его вновь поставили заведующим отделением. Но вскоре уволилась главный врач Валентина Ивановна Посевкина. Владимира Алексеевича вызвали в облздравотдел и ругали за какие-то непамятные теперь уже огрехи больницы так, будто разговаривали с главврачом. Видимо, его уже воспринимали как главного. А официальное назначение случилось после встречи с тогдашним главой облздрава Анатолием Потаповым.

– Анатолий Иванович прошел путь от участкового врача до министра здравоохранения России, легендарная личность, мой самый дорогой учитель, – признается Владимир Алексеевич. – Он провел со мной разговор, задавая вопросы от «чем занимается детская клиника медуниверситета» до «что происходит во Вьетнаме».

Этот экзамен был выдержан 16 марта 1977 года.

Смена вывесок

Потом начались испытания куда более трудные.

Прекрасный терем, который сегодня входит в обязательный туристический маршрут по Томску, в середине 70-х годов совершенно не годился под нужды больницы, где отгороженные стеклянной перегородкой углы считались палатой и при санитарной норме шесть метров на койко-место их было всего два. Главный врач обивал пороги кабинетов. Пухла на глазах папка переписки. Главврача даже заставили написать заявление, чтобы не мешал работать. Но коммунист Владимир Сальников был готов дойти до ЦК. Впрочем, партия в итоге и помогла. Сначала в лице секретаря парторганизации, который порвал заявление. А затем товарищ, работавший в обкоме партии инструктором, посоветовал написать письмо Лигачеву и был готов лично положить бумагу на стол.

Это было рискованно и для главврача, и для инструктора. Однако вскоре на письме появилась виза, написанная рукой главы области: «Любое строящееся здание, подходящее под больницу, передать!».

– 1984 год. Я объехал весь город и остановил свой выбор на здании, которое строил «Томск-
автодор» на улице Карла Маркса, 44, – вспоминает Владимир Алексеевич. – Конечно, дорожники не хотели уступать и на бетонный пол поставили столы, имитируя работу. А на дверь повесили свою вывеску. Я приказал ее отодрать и повесить нашу. Несколько дней длилась между нами эта борьба вывесок, пока начальника «Томскавтодора» не вызвали в обком, где обычно разговор был коротким.

Опять же указом обкома партии в доведении здания до сдачи участвовало 33 организации.

2 июля 1985 года областная детская больница приняла первых пациентов.

– Тяжело было строить и комплектовать, но один из самых тяжелых вопросов – это формирование коллектива, – говорит Владимир Сальников.

Штат увеличился от 10 врачей прежнего состава до 86 специалистов. Присматривали лучших выпускников, предлагали им специализацию. Ведь поликлиника ведет прием детей по 20 специальностям.

– Я горжусь тем, что многие работают до сих пор, а кто-то уже даже ушел на заслуженный отдых.

 От тепломагистрали до кафедры

Однако это здание оказалось не таким уж и большим – 80 коек по нормативам в стационаре. А поликлиника располагалась всего в шести кабинетах. Для диагностической лаборатории и вовсе пришлось пожертвовать… туалетом. Попутно скажем, что сейчас в детской больнице работает мощная лаборатория, в которой функционирует аппарат для выявления аллергии на молекулярном уровне. Это самый передовой метод. Второй такой аппарат на территории от Урала до Дальнего Востока есть только в Тюмени. Но это сегодня. А во времена перестройки Владимиру Алексеевичу снова пришлось обивать пороги. В результате хождений в 1990 году под поликлинику было передано здание на пр. Кирова, 14 А. На него претендовал Институт торфа. Началась та же история со столами среди кирпичных стен и сменой вывесок, но по второму кругу все решилось быстро. И когда здание было почти готово, посреди сибирской зимы внезапно лопнула тепломагистраль, проложенная по проекту прямо под зданием. Пар на все этажи. Падает плитка, валятся обои, слезами стекает свежая краска. Надо было пережить шок. Надо было мобилизовать людей. Надо было все начинать заново.

Поликлинику на Кирова открыли 29 июля 1993 года. Уже давно позади трудности набора специалистов поликлиники и необходимость уравновесить новый коллектив с больничным, чтобы он стал единым и выполнял единую задачу.

Сегодня Томская областная детская больница – это два доктора и восемь кандидатов медицинских наук, четыре заслуженных врача РФ и шестнадцать отличников здравоохранения. Больше половины специалистов имеет высшую категорию.

– С 1987 года мы работаем совместно с кафедрой педиатрии СибГМУ, и сложилось такое научно-практическое содружество, которое теперь невозможно разделить, – говорит Владимир Сальников.

Его супруга Людмила Огородова здесь защитила докторскую диссертацию, и по ее инициативе выстроена вся служба аллергологии и иммунологии. На базе больницы была отработана международная стратегия Джина, которая уже более тридцати лет исключает тяжелые последствия легочных заболеваний. Астма-школа научила родителей и детей предупреждать случаи приступов.

Сильное отделение гастроэнтерологии на 20 коек лечит больных с описторхозом. Появились неврологические койки и гематологические койки. Больница полностью взяла на себя детей с муковисцидозом. Здесь работает Центр здоровья для детей. И кажется теперь, что так было всегда.

А что же спорт? После основательного перерыва в 1989 году Владимир Алексеевич пришел на Степановку, где еще функционировал малый комплекс трамплинов. Пришел и ахнул – форма и лыжи другие. Даже просто стоять в ботинках сначала было трудно. Но в итоге распрыгался так, что шесть раз участвовал в чемпионатах мира. А в 1996 году в США стал чемпионом мира, в 1998 году в Перми занял третье место, которое ему еще более дорого из-за высокой конкуренции. Сегодня Владимир Сальников уехал в Москву, где Людмила Огородова работает заместителем министра образования и науки РФ. В течение шести лет супруги виделись в промежутках между работами. Но Владимир Алексеевич все равно ощущает себя томичом.

Прощаясь с коллегами на большом совещании, где в его адрес звучали слова благодарности от начальника департамента Александра Холопова, Владимир Сальников посоветовал главным врачам в своей работе руководствоваться не только своим управленческим опытом, но и спросить иной раз у санитарочки, как сделать лучше и удобнее:

– Поверьте мне, вашим сотрудникам не все равно, они также переживают. Найдите возможность спросить у них, спросить у пациентов. Любите свою работу, любите людей, для которых вы работаете. Благодарю вас за совместный труд и желаю вам всем здоровья!