Подростковый возраст – один из самых сложных в становлении личности. Не хотим никого пугать, но если закрывать глаза на проблему, может случиться безвозвратное. Наш разговор с детским, подростковым и семейным психологом, специалистом по психологии и профилактике девиантного поведения, доцентом кафедры общей и педагогической психологии ФП ТГУ, кандидатом психологических наук Игорем Щелиным адресован в первую очередь родителям и педагогам.

-Игорь Владимирович, что приводит ребенка к мыслям о смерти?

– Пик суицидальной активности приходится на старший подростковый возраст от 15 до 19 лет. На склонность к суицидальному поведению влияют психологические особенности личности, в некоторых случаях наследственные, а также негативные социальные факторы. Типичными  побудительными мотивами к суициду могут послужить переживания обиды, одиночества, развод или утрата родителей, неразделенная любовь, чувство вины, оскорбленного самолюбия, желание отомстить, страх перед будущим, сексуальные эксцессы

Фактором риска является этап переоценки подростком собственной личности. В это время у ребенка может появиться тревога, подавленность, чувство неуверенности в себе, которая иногда подается под ракурсом надменности и доминирования. 

Если мы говорим о школьной среде, то факторами могут послужить травля, буллинг, чувство отвергнутости, стигматизация, которая связана с какими-то отличиями. Иногда к суицидальным мыслям приводят высокие учебные требования, утрата статуса, например, невозможность поступить в желаемое учебное заведение или несдача экзамена.

Свое негативное влияние оказывает определенный масс-культурный контент. Известны случаи расставания с жизнью под влиянием гибели от суицида музыкального кумира. Компьютерные игры определенной направленности, сообщества в социальных сетях могут повлечь за собой страшные последствия. Дети – самый уязвимый объект психологического влияния. Вот почему так важно слушать музыку, которой увлекается подросток, знать, какие он читает книги, в каких участвует чатах и социальных сетях. Это необходимо, чтобы не пропустить тот момент, когда он становится на путь суицида.

– Какие признаки поведения должны насторожить взрослых?

– В первую очередь надо увидеть первые признаки депрессии у ребенка. Это психическое расстройство, которое характеризуется сниженным фоном настроения, неспособностью получать удовольствие от жизни. Депрессия может возникать как на фоне тяжелого заболевания, так и психической травмы или острого хронического стресса. Первые признаки подростковой депрессии – это повышенная утомляемость, вялость, апатия, рассеянность, потеря интереса к учебе, потеря сна и аппетита, любые внезапные изменения образа жизни, поведения, интересов, круга общения, негативизм, который может быть не свойствен ранее именно этому ребенку. Депрессия в ряде случаев сопровождается нанесением самоповреждений – это могут быть ожоги, самопорезы, прикусывание щек и губ, выдирание волос. Таким образом, по утверждению самих подростков, они как бы пытаются сбросить напряжение и восстановить самоконтроль. Одними из индикаторов являются сигналы вербальной и невербальной тревоги. Всегда следует насторожиться, если подросток говорит, что скоро все закончится и он никому не будет обузой, что ему надоело жить, что «я ничтожество, моя жизнь отвратительна и не имеет смысла». Также он может высказываться негативно в адрес своего будущего: у меня его нет, ситуация никогда не станет лучше. Подросток может начать раздаривать любимые вещи,  прощаться вербально или письменно.

– Но такое состояние ведь не возникает внезапно?

– В самом начале ребенок стремится найти выход из мучительной ситуации и точку опоры. Именно на этом этапе работа с психологом дает хорошие результаты. Когда процесс запущен, когда мы говорим о финальных этапах, усилия педагогов и психологов, как правило, малоэффективны, в это время уже требуется работа врача-психиатра и медикаментозная терапия.

Особенное внимание к подростку необходимо в случаях, когда уже произошла попытка суицида. Она может повториться!

Чаще всего встречается демонстративное суицидальное поведение, которое не связано с желанием умереть, скорее, это способ привлечь к себе внимание. Его нельзя игнорировать, ведь демонстрация может быть «переиграна». Следует также выделить аффективное поведение, когда суицид может свершиться на фоне острого травматического события, послужившего «последней каплей». Самое опасное – это истинное суицидальное поведение, то есть продуманные преднамеренные действия, которые целенаправленно обращены на лишение себя жизни. Ему предшествуют длительное депрессивное состояние, чувство безнадежности, утрата смыслов и длительное проживание психотравмирующей ситуации. Затем появляются мысли активные: человек начинает интересоваться способами самоубийства и прикидывает на себя, какой бы ему больше подошел. После этого человек принимает решение о совершении суицида, начинает разрабатывать план и ищет средства.

– Посоветуйте, что делать и как вести себя взрослым.

– Главное, не игнорировать ситуацию, даже если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных сигналов. Нужно помнить, что авторитарный стиль не эффективен. В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Необходимо способствовать созданию атмосферы доверия, совместной деятельности и сотрудничества.

Позвольте ребенку выговориться и излить свои эмоции. При этом не следует впадать в панику, выражать удивление от услышанного,  ругать, осуждать, спорить и принижать его юные переживания. Ведите себя спокойно и проясняйте суть проблемы. Малоэффективно в подобных случаях большое количество советов. Лучше подчеркивать в разговоре временный характер проблемы и стремиться вселять на­дежду на конструктивное решение, понимание, что опыт ошибок и неудач так же важен, как опыт достижения успеха.  А еще постарайтесь заранее изменить характерное для подростков романтическое представление о собственной смерти.

Педагоги должны поделиться своими наблюдениями с родителями ребенка, привлечь к работе школьного психолога. Каждой школе полезно создать систему связи с сотрудниками, которые имеют специальное образование по работе с суицидальным поведением. В Томской области это Детско-подростковый медико-психологический центр Томской областной психиатрической больницы  (ул. Северный городок, 52).